Оппозиция пытается расширить географию уличных акций

Алексей Навальный обнародовал планы внесистемной оппозиции провести в сентябре общероссийскую акцию протеста. Повышение тарифов ЖКХ может вывести на улицу и тех, кто раньше не ходил на митинги, предупреждает эксперт

Гражданская оппозиция планирует провести общероссийскую акцию в начале политического сезона – в первых числах сентября. Об этом заявил один из лидеров майских акций – юрист Алексей Навальный, вчера вышедший на свободу после отбытия 15 суток административного ареста.

«Марш миллионов» 6 мая был исключительно московской акцией, до того оппозиция проводила в регионах синхронные митинги 24 декабря и 4 февраля. Акции проходили не только в городах-миллионниках, но и в областных центрах, наиболее массовыми они были в Петербурге, собирая до 30 000 участников.

Завершить политический сезон протестов 2011–2012 гг. оппозиция планирует в Москве 50-тысячным шествием по Тверской улице и митингом на Боровицкой площади 12 июня, уведомление о проведении акции будет подано в мэрию 29 мая.

Пока главное – это организация и проведение многочисленного июньского марша, говорит сопредседатель «Парнаса» Борис Немцов. Нужно думать, как в принципе можно расширить базу протестного движения, отмечает он. По итогам сезона очевидно, что акции с политическими требованиями собирают порядка 100 000 человек, это, возможно, потолок, а социально-экономические требования поддержит куда больший круг граждан, полагает Немцов. Экономические воззрения активистов протестного движения принципиально различаются, но есть темы, их объединяющие, например борьба с коррупцией в чиновничьей среде.

Должен измениться и список требований участников протестов, считает один из организаторов митингов гражданской оппозиции – Сергей Давидис из «Солидарности». До сих пор он практически не менялся, повторяя тезисы резолюции первого декабрьского митинга на Болотной площади: проведение перевыборов, политическая реформа, освобождение политзаключенных. Пора конкретизировать требования и дополнить планом действий по их реализации, запрос на это очевиден, считает он: если оппозиция сходится в том, что политическая реформа пошла не так, то логично начать работу над альтернативным законопроектом о выборах губернаторов, например, а требование независимости судов уточнить предложением конкретных механизмов ее обеспечения. Необходимо требовать проведения конституционной реформы для ограничения власти президента, введения наказания за цензуру в СМИ, давления на судей накануне вынесения решения, перечисляет Немцов.

Экономические проблемы волнуют куда более широкий круг россиян, чем вопрос легитимности Путина, согласен политолог Игорь Бунин. К осени повысятся тарифы на ЖКХ – так власть сама поможет оппозиции вывести на улицы больше народа.

Сейчас каждый четвертый россиянин считает, что протестная активность пошла на спад, основная причина – отсутствие результатов от митингов, свидетельствует опрос ВЦИОМ, проведенный 12–13 мая по репрезентативной выборке. Однако 20% опрошенных не считают, что протесты пошли на спад. О майских акциях оппозиции в Москве знает 41% россиян, это на 12% меньше, чем осведомленность о декабрьских протестах по итогам выборов в Госдуму. За полгода уменьшилась и доля людей, готовых принять в них участие: с 11% в декабре до 7% в мае. Каждый десятый считает, что протестные акции надо запрещать.