Генпрокуратура выбирает лучшего гособвинителя

Лучшие гособвинители – те, кто работает с судами присяжных. Таковы предварительные результаты конкурса, организованного Генпрокуратурой

Одиннадцать финалистов конкурса «Лучший государственный обвинитель» выступили вчера в Генпрокуратуре с обвинительной речью, которую подготовили по материалам учебного судебного дела, – это стало последним испытанием в серии тестов, по результатам которых в пятницу будет отобран победитель. Как гласит положение о конкурсе, лучший гособвинитель может рассчитывать на поощрение генпрокурора и продвижение по службе – он будет включен в кадровый резерв. Конкурс был учрежден генпрокурором Юрием Чайкой и проводится впервые. Такая практика повысит профессиональный уровень прокуроров и поднимет престиж профессии, рассчитывают в ведомстве.

Накануне прокуроры решали юридические задачи и искали ошибки в судебных решениях. Решения были настоящие и ошибок там множество, отмечает прокурор из Рязани Светлана Федосеева. Конкурсанты продемонстрировали, что прокуроры умеют говорить без бумажки. Они цитировали Шекспира и срывали аплодисменты. Финалист и начальник отдела гособвинителей прокуратуры Нижегородской области Максим Игнатов говорит, что в обычной работе Шекспиром не злоупотребляет, так как присяжные – люди простые, могут не понять: «Использую что-нибудь попроще, например Есенина».

Большинство попавших в финал – прокуроры, специализирующиеся на участии в делах, которые рассматривает суд присяжных. Их не отбирали специально, но «случайность обусловлена особенностями процесса», признал начальник Главного управления Генпрокуратуры по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел Олег Анкудинов: работа с присяжными оттачивает профессиональные навыки.

Среди финалистов не оказалось прокуроров, участвовавших в громких уголовных делах – таких, например, как дело ЮКОСа. В абсолютном большинстве случаев красноречие прокурору не нужно, уверен адвокат Роберт Зиновьев: между судьями и прокурорами такой тесный контакт, что гособвинителя понимают буквально с полуслова, а решение обычно бывает согласовано заранее, еще в кулуарах. Исключение составляют процессы с присяжными, – вот там прокурору очень важно быть убедительным. Получается же далеко не всегда, доказательство тому – количество оправдательных приговоров, которые выносят суды присяжных, даже по делам, где веские доказательства имеются. Сам факт проведения конкурса свидетельствует о том, что в прокуратуре осознают, где находится слабое место гособвинения, отмечает адвокат.