Медведев назвал "рокировку" с Путиным честной и законной

Экс-президент рассказал о формировании правительства, санкциях за нарушения на митингах, своих положительных и отрицательных качествах
Dmitry Lovetsky/ AP Photo

Премьер-министр Дмитрий Медведев считает абсолютно честной и законной "рокировку" с Владимиром Путиным, которому он в начале мая без борьбы уступил пост главы государства. "Я эмоциональную составляющую этого [протестов против "рокировки"] понять могу, юридическую составляющую понять не готов, потому что ее здесь нет", - заявил Медведев в эфире программы "Познер", транслировавшейся на Дальний Восток (цитаты по "Интерфаксу"). В европейской части России программа выйдет в эфире в 22.30. "С правовой точки зрения и с нравственной точки зрения, что, может, еще выше, мы поступили абсолютно честно и по закону", - отметил он. Лидер "Единой России" добавил, что такое положение дел может нравиться не всем: "Это нормально абсолютно".

Радикальное обновление правительства Медведев объяснил тем, что ему "за последнее время надоели министры, которые иногда спят на заседании". При этом он подчеркнул, что лично подбирал членов нового кабинета. "Я вам скажу простую вещь: это был мой выбор. Это первое. Второе. Набор людей, который я дал президенту Владимиру Путину в качестве кандидатов на должности в правительство, - он поддержал всех, сто процентов. Там нет людей, которые появлялись каким-то иным способом", - сказал Медведев. Прокомментировал премьер и некоторые свои кадровые решения. Нового министра культуры Владимира Мединского он назвал "энергичным" человеком "с хорошим потенциалом". Высоко оценил Медведев работу Анатолия Сердюкова на посту министра обороны: "В смысле реформирования системы министерства обороны он сделал так много, как никто другой до него". У Рашида Нургалиева, не попавшего в новый кабинет, на посту министра внутренних дел, по словам Медведева, кое-что получилось в реформировании МВД, но ему пришла пора уйти.

По мнению Медведева, должность премьер-министра в России не может быть технической. "И Владимир Владимирович Путин, и Михаил Михайлович Касьянов, и Михаил Ефимович Фрадков, и Виктор Алексеевич Зубков, и снова Владимир Владимирович Путин - это те премьер-министры, которых я не только знал лично, но и те, с кем я работал. Ни один из них не был техническим премьер-министром, потому что в принципе технического премьер-министра быть не может", - сказал он. "Премьер-министр каждый день подписывает десятки решений, постановлений и распоряжений правительства, которые затрагивают жизнь миллионов людей. Неужели вы думаете, что премьеры, прежде чем что-то писать, кого бы я ни назвал из известных мне премьеров, звонили, чего-то спрашивали? Это всегда ответственность того человека, который подписывает, поэтому эта функция никогда не может быть технической в нашей стране", - отметил Медведев.

Он пообещал, что бывшие члены правительства, которые перешли на службу в администрацию президента, не будут оказывать влияния на решения нынешнего кабинета: "У них у всех будет своя "поляна", что называется, но она не имеет отношения к тем решениям, которые принимаются правительством. Они должны заниматься своими делами, заниматься конкретными поручениями". Медведев отметил, что администрация президента - важная структура, помогающая в деятельности главы государства. "Это - конгломерат помощников. Но на протяжении всего моего пребывания в администрации я не могу припомнить ни одного случая, когда из администрации кто-либо управлял бы правительством", - рассказал премьер.

Он повторил свою позицию в отношении массовых политических митингов и наказания для нарушителей правил их проведения. По его мнению, участникам массовых акций и полиции следует научиться культуре, а наказание за нарушения на них должно быть более гибким. "Надо, чтобы политическая культура всех политических сил была другой. Это касается и тех, кто выходит протестовать, предъявляет свои требования к власти, - это абсолютно нормально. Это касается тех, кто сохраняет общественный порядок, обеспечивает безопасность. Это касается тех, кто принимает конечные решения", - сказал Медведев. "Я считал и считаю, что в ряде случаев, например административные аресты на длительный срок - я об этом говорил - они избыточны, вот эти 15 суток. Шкала административной ответственности за административные нарушения во время общественных мероприятий должна быть более гибкой, где-то жестче, где-то наоборот - более слабой", - добавил он.

Премьер-министр не согласился с мнением, что Российская православная церковь ведет агрессивную политику, ее усиление в постсоветской России - возвращение утраченных позиций. "Я не считаю, что наблюдается какое-то агрессивное проникновение Русской православной церкви или какой-либо другой церкви в жизнедеятельность общества", - сказал он. "То, что церковь как институт вернула себе несколько утраченные за советский период позиции, мне кажется, это нормально", - добавил премьер, подчеркнув, что церковь в России отделена от принятия политических решений.

В качестве своего главного положительного качества Медведев назвал настойчивость, однако отметил, что порой ему присуща чрезмерная жесткость в отношениях с людьми. "Свои слабости трудно обсуждать, но, наверное, все-таки это иногда излишняя жесткость в ответах на те вопросы, которые мне задают мои коллеги", - сказал он. Отвечая на вопрос о том, что он считает своим главным положительным качеством, Медведев сказал: "Мне кажется, я настойчивый". По словам Медведева, он легко готов простить такой недостаток, как чревоугодие, но не прощает лжи и предательства. Отвечая на вопрос, какие качества он ценит больше всего, он сказал: "Честность, верность".