Оппозиция провалила выборы мэра Красноярска

Кандидат Михаила Прохорова выступил хуже, чем кандидаты "Единой России" и Анатолия Быкова
Эдхам Акбулатов во время голосования на одном из избирательных участков города
Эдхам Акбулатов во время голосования на одном из избирательных участков города / Виктор Хребтов / ИТАР-ТАСС

На выборах мэра Красноярска в минувшее воскресенье безоговорочную победу одержал вице-мэр Красноярска Эдхам Акбулатов. Он набрал 69,37% голосов избирателей – на 14% голосов больше, чем получил здесь же в марте Владимир Путин. При этом интерес красноярцев к выборам достиг исторического минимума – на избирательные участки пришел лишь 21% избирателей.

Выдвинутый в ходе «народных праймериз» единый кандидат оппозиции Александр Коропачинский (11,33%) проиграл не только Акбулатову, но и самовыдвиженцу Алексею Подкорытову (12,03%). Коропачинский сделал ставку на медийные каналы продвижения. У него был гигантский ресурс – его поддержали и Михаил Прохоров, и Геннадий Зюганов, отмечает Комарицын, но кампания была провальной. По его мнению, избиратели не забыли, что на декабрьских выборах в заксобрание большинство участников коалиции, включая Коропачинского, поддерживали «Единую Россию».

Отсутствие интереса избирателей политолог Сергей Комарицын объясняет тем, что вместо борьбы была ее имитация. «Люди, которые называли себя оппозицией, которые создавали некую коалицию [Александр Кропачинский, Наталья Подоляк, Константин Сенченко и Сергей Толмачев], на самом деле никакой оппозицией не были. Но широкую публику не обманешь – все почувствовали эту фальшь», – объясняет низкую явку Комарицын.

Стартовые позиции Акбулатова были изначально сильнее, чем у соперников. «Он хорошо знает город, был председателем правительства, вице-губернатором, исполнял обязанности губернатора. И его хорошо знают в городе. На его стороне – опыт», – перечисляет Комарицын. Не смог снизить рейтинг Акбулатова даже укор оппозиции, что именно Акбулатов, будучи краевым премьер-министром, подписал соглашение о строительстве в Красноярске ферросплавного завода, против которого выступили общественники, против чего сегодня выступает сам Акбулатов. «Акбулатов не воспринимается как член «Единой России», скорее как преемник [экс-мэра Красноярска Петра] Пимашкова, у которого рейтинг был запредельным и на выборах легко достигал 80 и более процентов», – говорит Комарицын.

Поддерживаемый авторитетным бизнесменом, депутатом краевого собрания Анатолием Быковым Подкорытов практически вовсе не задействовал медиа. Его кампанию аналитики называют «уличной». Подкорытов и Быков ходили по дворам, устраивали прямые встречи с избирателями. Секрет популярности Подкорытова – в поддержке, которую кандидату оказал Быков, у которого в городе рейтинг 20–21%, уверена представитель штаба Коропачинского Татьяна Хлебопрос.

Единственным оппозиционным кандидатом, по мнению Комарицына, на этих выборах был беспартийный Михаил Осколков. Кандидата выдвинула КПРФ, но уже спустя месяц попыталась его снять с выборов за нарушение партийной дисциплины. Политолог считает проигрыш оппозиции «большим уроком для федеральных политиков», в частности, для Зюганова.

Замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Железняк уверен, что незавидный результат конкурентов Акбулатова – это не только следствие их малой популярности, но и неграмотного ведения кампании, которая не понравилась избирателям. «Во время избирательной кампании оппозиционеры погрязли в интригах, подкупе друг друга и во взаимных обвинениях. Даже запоздалое объединение усилий оппозиции никакого эффекта не дало», – считает Железняк.