В Татарстане растут противоречия между радикальными и умеренными приверженцами ислама

Ответственность за нападение на религиозных лидеров взяла на себя группировка «Моджахеды Татарстана». Героя видеозаписи в лесу действительно разыскивают по делу о теракте. В республике идет необъявленная война, признал министр внутренних дел Артем Хохорин
R.Kruchinin/ REUTERS

Вчера следственное управление (СУ) СКР по Татарстану сообщило, что к материалам дела о покушении на муфтия Татарстана и убийстве заместителя муфтия приобщен видеоролик, в котором мужчина в военной форме, называющий себя «амиром моджахедов Татарстана», берет ответственность за теракт 19 июля. Ролик появился на портале YouTube 4 августа, мужчина снят в лесу на фоне черного флага с арабской вязью. В нем опознали 36-летнего Раиса Мингалеева, сказал вчера помощник руководителя СУ СКР по Татарстану Андрей Шептицкий. Помимо Мингалеева в розыск объявлен некий Роберт Валеев, они могут передвигаться на машине и иметь при себе оружие, говорится на сайте республиканского МВД. В духовном управлении мусульман ролик не комментируют, а неофициально источник в управлении сказал, что моджахеды для него такая же новость, как и для общественности.

Это уже второй ролик так называемых «Моджахедов Татарстана», появившийся в сети. На первом, появившемся 19 июля, шестеро мужчин стоят в масках с автоматами, а седьмой, называющий себя «военным амиром Татарстана», сообщает о том, что «Моджахеды Татарстана» в 2007 г. присягнули Доку Умарову.

В Татарстане действуют вооруженные радикальные группировки, признал министр внутренних дел Артем Хохорин на внеочередном заседании госсовета 3 августа, в республике 13 лет идет «необъявленная война», «это не одиночные запрещенные организации, а настоящие джамааты, достаточно многочисленные», террористы «владеют навыками конспирации, высокоорганизованны» (цитаты по «Бизнес-онлайн»).

О Мингалееве знает руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов: это «уроженец Чистополя, сейчас обитающий в одном из лесов Закамского региона Татарстана». В лесах на юге Татарстана действительно организован военно-тренировочный лагерь, обеспеченный продуктами и оружием, говорит эксперт, не раскрывая источников информации. По его мнению, ваххабитское подполье имеет связь с уличными группами, организовавшими недавние митинги (см. врез). «Я не считаю видеоролики моджахедов провокацией и не исключаю, что в Татарстане может быть «лесное сообщество». Для возникновения приверженцев радикальных течений ислама здесь были и есть условия», – считает казанский социолог Сергей Сергеев.

По словам сотрудника спецслужб, вполне возможно, что видео записано и не в Татарстане, говорить о существовании вооруженного подполья, аналогичного северокавказскому, – это большое преувеличение, но ситуация ухудшается, число сторонников радикальных идей растет, все 2000-е гг. существовал небольшой, но реальный трафик радикалов в лагеря в Афганистане, Пакистане и на Северном Кавказе для обучения в том числе боевым навыкам.