Госкомпаниям ограничат возможности для расширения

Премьер Дмитрий Медведев потребовал запретить госкомпаниям участвовать в приватизации. Им придется согласовывать с правительством покупку новых активов, объясняют чиновники. Госбанков ограничение не коснется
А. Махонин/ Ведомости

Ввести запрет на участие госкомпаний в приватизации Медведев потребовал на вчерашнем совещании с вице-премьерами: «Этого быть не должно, это не приватизация, когда контролируемое государством акционерное общество участвует в приватизации, это подмена идей» (цитата по government.ru).

На самом деле такой запрет в законе о приватизации уже существует. Покупателями госимущества не могут быть компании, в которых государству принадлежит более 25% акций. Исключения из этого правила допускаются только по решению правительства и лишь при одной из схем приватизации – внесении актива в уставный капитал госкомпании. Впрочем, это ограничение не помешало президенту Владимиру Путину своим указом разрешить государственному «Роснефтегазу» «выступать инвестором» в отношении приватизируемых активов ТЭКа. Это зафиксировано и в программе приватизации. Сотрудник аппарата правительства признает, что указ противоречит если не букве закона (в указе допускается лишь возможность покупки), то его духу. «Однако никаких сделок в итоге проведено не было и оспаривать пока нечего», – отмечает он.

Вводить дополнительные запреты на участие госкомпаний в приватизации не требуется, а речь идет о мерах, которые ограничили бы покупку госкомпаниями частных активов, объясняют чиновник финансово-экономического блока и сотрудник правительственного аппарата. Соответствующий проект постановления, подготовленный Минэкономразвития, кабинет министров рассмотрит в ближайший четверг. Документ необходим, чтобы выполнить указ того же Путина от 7 мая, в котором он потребовал ограничить рост госсектора, объясняет сотрудник правительственного аппарата. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова подтверждает такую интерпретацию слов Медведева.

Если постановление примут, госкомпании, в которых доля Росимущества превышает 50%, а также их «дочки» должны будут получать разрешительную директиву у премьера или вице-премьеров на покупку новых активов. На госбанки и их дочерние общества это правило распространяться не будет, объясняют собеседники «Ведомостей».

Постановление решили принять вместо схожего по идеологии, но более жесткого по процедуре согласования сделки законопроекта, который увяз в межведомственных согласованиях, признает сотрудник аппарата правительства. Законопроектом предлагалось установить монополию премьера на согласование сделок и сделать его процедуру публичной – должно быть опубликовано распоряжение правительства (директивы не публикуются). Также согласовывать сделки должны были госбанки, в том числе Сбербанк, и их «дочки», что вызвало возмущение зампреда Сбербанка Беллы Златкис. Законопроект неадекватный и несет коррупционные риски, так как принятие коммерческого решения отдается на откуп чиновникам, отмечала она в сентябре в письме министру экономического развития Андрею Белоусову. Получить комментарии Сбербанка вчера не удалось.

Сотрудник одной из госкомпаний не считает, что принятие постановления создаст проблемы для госкомпаний: крупные сделки уже формально или неформально согласовываются с правительством и не важно, покупается актив материнской компанией или «дочкой». «Если процедура будет формализована, то мы только «за», – отмечает он.

Постановление носит скорее идеологический характер, его легко обойти при желании, оформив сделку через «внучку», считает Михаил Кузык из Межведомственного аналитического центра. Он советует согласовывать и сделки госбанков, а также их «внучек»: «Инвестиционная обоснованность их некоторых покупок вызывает сомнения».