Верховный суд сузит компетенцию суда присяжных

Верховный суд предлагает вывести из компетенции суда присяжных все дела, по которым подозреваемым не грозит смертная казнь или пожизненное лишение свободы

Пленум Верховного суда (ВС) во вторник утвердил проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, переводящих под юрисдикцию районных судов дела по тяжким и особо тяжким преступлениям, максимальное наказание за которые не превышает 20 лет лишения свободы (кроме дел о преступлениях против мира и человечества). В эту категорию попадают дела об изнасиловании, взяточничестве, похищении, захвате заложников, бандитизме и терроризме, если они не были сопряжены с убийством, большая часть преступлений против правосудия.

Это означает, что все дела о таких преступлениях будут выведены из компетенции суда присяжных: по закону его подсудность ограничена делами, подпадающими под юрисдикцию судов регионов. Обвиняемые по таким статьям смогут ходатайствовать о рассмотрении их дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции – по мнению ВС, это является «равной и не менее эффективной в сравнении с судом присяжных формой судебной защиты».

Поправки объясняют началом работы с 1 января апелляции по уголовным делам. Теперь вышестоящим судам придется не просто проверять решения первой инстанции, а рассматривать дела в полном объеме, это усложнит работу и приведет к значительному росту ее объема, считает ВС, поэтому необходимо перераспределить нагрузку между судами разного уровня.

По словам судьи-докладчика Михаила Шалумова, поправки выводят из-под юрисдикции суда присяжных не более 15–20% от числа рассматриваемых им сегодня дел. А дела по статьям о взятках еще в 2010 г. при введении апелляции решено передать с 2013 г. райсудам. Но главное, подчеркивает он, ВС впервые предлагает четкие критерии отнесения того или иного преступления к компетенции суда присяжных: это дела, по которым обвиняемому грозит смертная казнь или пожизненное лишение свободы.

Это не первое сужение компетенции суда присяжных: в 2008 г. из нее исключили дела о терроризме и других преступлениях против государства.

Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников говорит, что комитет пока не выработал позицию по поводу предложений ВС.

К урезанию компетенции суда присяжных может привести даже не злой умысел, а непродуманность реформ, связанных с введением апелляции, констатирует профессор МГУ Леонид Головко. Если не передать эти дела на нижний уровень, то апелляционной инстанцией по ним должен выступать ВС, а он не готов возить свидетелей из разных концов страны и поэтому пытается минимизировать свою роль.