В Госдуме одобрили балльную систему штрафов


Вчера комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал к принятию в первом чтении поправки зампреда комитета Вячеслава Лысакова в Административный кодекс, усиливающие наказания для автомобилистов. Штрафы за отсутствие прав и страховки, непристегнутые ремни безопасности, передачу руля пьяному водителю будут увеличены. Максимальное наказание – 50 000 руб. и лишение прав на три года.

Главное новшество – введение балльной системы за нарушение правил дорожного движения: за каждое нарушение начисляют баллы, права отбирают у тех, кто накопил 200 баллов (20 000 руб.). Эта новелла вызвала споры, признает сам Лысаков. Например, Виктор Травкин из Коллегии правовой защиты автомобилистов напоминал о коррупционности этой системы, отмененной в 1990-е гг.

Ко второму чтению норма будет доработана, обещает Лысаков: например, баллы не будут начисляться за неправильную парковку или выезд на выделенную полосу, а только за нарушения, несущие реальную угрозу: проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, значительное превышение скоростного режима.

Документ, который вчера одобрил комитет, предполагал в первой версии и ужесточения Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов и был отправлен еще до внесения на отзыв в правительство и Верховный суд. Суд одобрил инициативу, но правительство своего заключения так и не дало, поэтому уголовная часть из законопроекта убрана, объясняет Лысаков.

Зато правительство быстро одобрило (а Дума приняла уже в первом чтении) инициативу председателя комитета по безопасности Ирины Яровой, предложившей повышенные штрафы и сроки для пьяных водителей. Между коллегами по фракции разногласия: Яровая считает, что необходимо сохранить нулевое промилле при таком ужесточении, Лысаков – за дифференциацию состояния опьянения. Комитет Яровой как соисполнитель будет давать свое заключение на законопроект Лысакова.

Яровая уверена: комплекс мер по борьбе с огромным количеством правонарушений необходим. Нужно тщательно прописать понятия неоднократности нарушений и так называемого опасного вождения, однако в балльной системе много изъянов, она себя не оправдала, считает Яровая. Депутат отмечает, что конституционный комитет пока не подготовил окончательного текста своего заключения на законопроект, что говорит, видимо, о том, что ко второму чтению в инициативу Лысакова будут внесены серьезные поправки.