Директор Пушкинского музея Ирина Антонова уступила место Марине Лошак


Об уходе Ирины Александровны Антоновой с поста директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина сказал сегодня на брифинге министр культуры России Владимир Мединский. Как сообщает «РИА Новости», Мединский также подчеркнул, что Антонова будет работать в музее в специально созданной для нее должности президента. Новым директором Пушкинского музея станет арт-директор Музейно-выставочного объединения «Манеж» Марина Лошак. Пресс-служба музея комментарии по поводу кадровых изменений обещает дать завтра.

Ирина Антонова работает в Пушкинском музее больше полувека. В прошлом году столетие музея и девяностолетие его директора отпраздновали торжественно и практически одновременно. Что касается разговоров об отставке Антоновой, то они велись последние двадцать лет, периодически назывались и имена ее наследников. Была среди них и Марина Лошак, которую высоко ценил экс-министр культуры Михаил Швыдкой.

После празднования юбилеев музея и Антоновой разговоры об ее отставке активизировались: в середине июля у нее кончался контракт с Министерством культуры. Среди преемников называли двух бывших ее заместителей – Михаила Каменского и Андрея Толстого, замдиректора Музеев Кремля Зельфиру Трегулову. Но выбор оставался за Антоновой, которая согласилась только на кандидатуру Марины Лошак, талантливого куратора, человека творческого, но не музейного.

«Месяц назад я летела на биеннале в Венецию, как только самолет сел, мне позвонила Ирина Александровна и предложила встретиться, – рассказала Лошак «Ведомостям». – Мы встретились, поговорили. Она сказала, что ей надо уйти и она пришла к выводу, что я должна ее заменить. Я взяла паузу, думала, советовалась, ведь мне и в «Манеже» интересно работать. Но согласилась».

На вопрос о планах и о том, кто будет сидеть в директорском кабинете, Марина Лошак ответила, что об этом не думала, «всегда ходила в музей как зритель». «Мне важно до 10 июля (день вступления в новую должность. - «Ведомости») найти правильного человека на замену себе, я такого человека знаю, но пока называть не буду». Главной задачей на посту директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак видит строительство музейного городка, который, по ее мнению, «должен стать по-настоящему современным».

В апреле 2013 г. Антонова была назначена главным куратором всех государственных музеев России. 25 апреля в ходе прямой линии с президентом Путиным она предложила воссоздать закрытый во времена СССР Музей нового западного искусства и вернуть в него экспонаты, ныне находящиеся в Эрмитаже. Минкультуры это предложение не поддержало и решило, что музей будет воссоздан только в виртуальном пространстве. Мединский говорил, что ликвидация музея была ошибкой, но его воссоздание во плоти будет еще большей ошибкой.

В конце мая 2013 г. Москва окончательно определилась с проектом реконструкции ГМИИ. Было решено, что после реконструкции все исторические здания, признанные памятниками федерального и регионального значения, сохранят нынешние объемы (чуть более 18 000 кв. м): законодательством запрещено любое новое строительство в их зонах охраны. К их числу относятся центральный корпус ГМИИ и Музей изящных искусств, усадьба Голицына, вмещающая служебный корпус ГМИИ.

Новое строительство будет вестись лишь в Малом Знаменском переулке. Здесь снесут объект историко-градостроительной среды (вл. 8, стр. 9), который находится в аварийном состоянии. На его месте построят новое здание площадью более 3500 кв. м. Однако город обещает, что новострой впишется в существующую застройку.

Проект по реконструкции и развитию музея был первоначально распланирован до 2018 г. К этому моменту в распоряжении ГМИИ должно было оказаться 15 зданий, два из которых — с депозитарно-реставрационным центром, лекторием, музеем и выставочным центром с подземной парковкой — планировалось построить. Остальные 13 дала реконструкция. После завершения проекта общая площадь музея должна была вырасти с 49 600 до 111 500 кв. м. Стоимость реконструкции и нового строительства оценивалась в 22 млрд руб. Однако затем Мосгорэкспертиза снизила стоимость проекта на 170 млн руб., а Минкультуры решило сдвинуть сроки реконструкции на два года.