Путин заявил о возможности привлечения частных инвесторов для финансирования Транссиба


Частные инвесторы могут быть привлечены к финансированию Транссиба, заявил президент Владимир Путин. «Очевидно, что амбициозные планы обновления Транссиба потребуют не только значительных государственных инвестиций, но и массового притока частного капитала», - сказал Путин, напомнив о важной задаче по привлечению инвесторов в крупные инфраструктурные проекты (цитата по "Интерфаксу"). «Прошу правительство по итогам нашего обсуждения подготовить подробный план-график дальнейших шагов по проекту», - добавил он.

Проект финансирования Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба обсуждается уже больше года. Прошлой осенью премьер-министр Дмитрий Медведев поручал правительству проработать вопрос заключения концессионных соглашений «на отдельные участки» железнодорожной инфраструктуры, в том числе БАМа и Транссиба. Об итогах исполнения поручения Медведева неизвестно. Весной премьер дал другое поручение: выделить из бюджета 260 млрд руб. на расширение БАМа и Транссиба. Тогда же РЖД представила в правительство схему расчета стоимости расширения магистралей - 562 млрд руб. (год назад монополия оценивала проекты в 918 млрд руб. в ценах 2011 г.). Это увеличит пропускную способность железнодорожной инфраструктуры магистралей до 71-73 млн т (сейчас она - 16-18 млн т)

В июне, во время Петербургского экономического форума, президент Владимир Путин заявил, что из Фонда национального благосостояния (ФНБ) будут профинансированы три проекта, среди которых Транссиб. Но топ-менеджеры РЖД заявили, что проекты развития БАМа и Транссиба неокупаемые и вернуть вложенные деньги будет нельзя.

Срок окупаемости БАМа и Транссиба - 55 лет, максимальный срок окупаемости для проектов ФНБ - 20 лет. Распоряжение правительства об управлении средствами ФНБ разрешает Минфину до 50% средств фонда держать в акциях, но Минфин инвестирует преимущественно в гособлигации. РЖД предлагала схему финансирования на паритетных началах из бюджета и ФНБ. Но из бюджета на БАМ и Транссиб можно выделить максимум 40-50% (110-130 млрд руб.), уверял федеральный чиновник. В итоге правительство остановилось на варианте: 40% (110 млрд руб.) - из бюджета, 60% (150 млрд руб.) - из ФНБ, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к РЖД.

Как сообщил в пятницу министр транспорта Максим Соколов, общий объем средств на модернизацию БАМа и Транссиба одобрен в объеме 562 млрд руб. до 2018 г., включая 150 млрд руб. из ФНБ. Средства ФНБ для развития восточного полигона будут реализованы как привилегированные акции РЖД, добавил он.