Чиновникам не запретят автомобили дороже 1,5 млн руб.

Правительство отвергло инициативу Навального, собравшую 100 000 голосов: это популизм, она может увеличить расходы государства
А.Махонин
А.Махонин / Ведомости

Сегодня рабочая группа правительства (состав - см. врез) впервые обсуждала инициативу, собравшую в интернете 100 000 голосов на сайте «Российской общественной инициативы» (РОА). Это инициатива политика Алексея Навального, который предложил ограничить 1,5 млн руб. цену автомобилей, закупаемых госорганами и госкомпаниями. Исключения, например закупка автомобиля для представительских нужд, возможны только по решению правительства. Навальный предложил внести поправки в законы о госзакупках, федеральной контрактной системе (ФКС) и закупках госкомпаний.

"Российская общественная инициатива" - проект президента Владимира Путина. В предвыборной программе он обещал, что Госдума будет обсуждать инициативы, собравшие в интернете 100 000 голосов. Позже, уже в ранге президента, подписывая указ о РОИ, Путин уточнил, что сначала инициативу должна рассмотреть экспертная группа правительства, затем правительство и только потом - Госдума.

Закон о госзакупках не будет действовать с января, а в приходящем на смену законе о ФКС есть способы экономии, раскритиковал инициативу директор департамента ФКС Минэкономразвития Кирилл Степанов: правительство своим распоряжением установит нормативы закупок, в том числе стоимость автомобилей. Закон о закупках госкомпаний устанавливает требования к публичности этих закупок, но не требования к приобретаемым товарам и услугам, объяснил Степанов: «Мы видим диссонанс между целями закона и попытками установить [в нем] требования к какому-либо товару».

Госзакупки - один из немногих разрешенных ВТО способов поддержки автопроизводителей, напомнил первый замминистра промышленности и торговли Глеб Никитин. Минпром также против законодательного ограничения стоимости закупаемых авто как для чиновников, так и для топ-менеджеров.

Депутаты Роберт Шлегель и Ярослав Нилов с ходу предложили передать рассмотрение инициатив в Госдуму. Есть альтернативный законопроект, подготовленный Общероссийским народным фронтом (ОНФ), напомнил Нилов. В ОНФ предлагают запретить чиновникам использовать для служебных целей машины дороже 3 млн руб. По мнению Нилова, депутаты решат, какой из законопроектов лучше, но ограничения точно нужны.

Передать в Госдуму - значит похоронить идею, возразила председатель НП «Бизнес солидарность» Яна Яковлева. У общества есть запрос на ограничение расходов на содержание чиновников, и речь не только об автомобилях, отметила Яковлева: «В Генпрокуратуре подогреваемые японские унитазы с пультом управления и инструкцией из 16 пунктов. Зачем Генпрокуратуре такие унитазы?» Нужны инструменты ограничения чрезмерных расходов на госзаказ, возможно, каталоги закупаемых товаров и услуг с примерными ценами.

Предложение Навального может увеличить расходы бюджета, предупредил министр по делам открытого правительства Михаил Абызов. 80% закупаемых государством автомобилей покупается для чиновников среднего уровня и не дороже 700 000-800 000 руб. Если установить планку в 1,5 млн руб., авто начнут покупать по максимальной цене, считает министр.

Эта инициатива - популизм, но она отражает общественное настроение, взял слово ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов: «А государство должно уважать население». Кузьминов предложил в два раза сократить расходы на транспортное обеспечение госслужащих и монетизировать эти расходы. Чиновники получают деньги и сами решают, искать ли им машину с водителем, нанимать только водителя, а машину использовать свою или ездить на такси. Так можно сэкономить расходы бюджета и увеличить довольствие госслужащих примерно в 2 раза. Бесплатный транспорт нужно сохранить только для высокопоставленных госслужащих, но и они должны публиковать расходы на содержание своего автомобиля. «Когда в год на содержание автомобиля министра тратится 15 млн руб. - это ненормально», - заявил Кузьминов.

Стоимость закупаемых автомобилей должна регулироваться актами правительства и ведомства, а не законом, подвел итог Абызов: «Это не предмет регулирования закона». Мнения экспертов войдут в доклад для правительства. Оно сможет их учесть при подготовке нормативов закупок, которые должны быть приняты до нового года. По мнению Абызова, стоимость автомобиля для чиновников среднего уровня не должна превышать 1-1,1 млн руб. Какой должна быть цена автомобилей для госслужащих высшего уровня, Абызов сказать затруднился. Это должно решать правительство или сами руководители ведомств исходя из своих нужд, но расходы должны быть публичными, отметил он.