У Украины снова появились вопросы к российской таможне

После того как Южное таможенное управление перестало принимать книжки TIR, на российско-украинской границе образовались заторы

В начале недели Южное таможенное управление перестало принимать книжки TIR в качестве гарантии таможенных платежей - требуется предъявить другое обеспечение. Новые правила для книжек TIR должны были вступить в силу с 14 сентября, но ФТС вводила их постепенно: сначала в Сибири и на Дальнем Востоке, где книжки TIR практически не используются, затем на Северном Кавказе, в Приволжье, на Урале и, наконец, на таможнях Московского авиаузла и Южного управления.

После того как заработали новые правила, на российско-украинской границе образовались заторы: по данным ФТС, сегодня утром на двух пунктах пропуска (Ростовской и Таганрогской таможни) скопилось в общей сложности 360 фур. Днем миндоходов Украины обратилось в ФТС за разъяснениями: заблаговременного уведомления не поступало, непонятно, не являются ли меры дискриминацией в отношении именно украинских перевозчиков и, наконец, не противоречат ли Международной конвенции дорожных перевозок, сторонами которой являются и Россия, и Украина.

ФТС давно известила всех о новых правилах, заявила в ответ служба: по мнению таможни, проблема в том, что некоторые перевозчики, уже оформившие книжки TIR, были в пути в момент вступления в силу новых правил, а прибыв на границу, оказались не готовы предоставить другое обеспечение платежей, именно из-за них и образовались пробки.

В качестве обеспечения можно использовать залог, банковскую гарантию или поручительство. Поручители - ФГУП "Ростэк", а также получившие этот статус компании "Арсеналъ", "Адал", "Таможенная карта" и "Мультисервисные платежные системы". Правда, на границе до последнего времени работал только "Ростэк", объясняли "Ведомостям" логисты и перевозчики, а цены на его услуги в разы выше стоимости книжек TIR.

Использование книжек TIR регулируется Международной конвенцией дорожных перевозок, которую подписали 68 стран, включая Россию. В каждой стране действует гарантирующее объединение, уполномоченное Международным союзом автотранспорта (IRU), в России это АСМАП. Перевозчики могли лишиться возможности пользоваться книжками TIR именно из-за конфликта АСМАП с таможней. ФТС считает, что ассоциация не справляется с обязанностями гаранта по книжкам и не платит по долгам, а АСМАП долг не признает.

В середине октября Высший арбитражный суд признал недействующим письмо ФТС от 4 июля, в котором она впервые сообщила, что прекращает принимать книжки TIR в качестве гарантии таможенных платежей. Письмо не является нормативным актом и "не влечет правовых последствий", установил суд. Правда, уже после решения ВАС на строну ФТС встал первый вице-премьер Игорь Шувалов, заметив, что претензии ФТС к системе книжек TIR "правомерны", книжки не обеспечивают полное гарантийное покрытие (в соответствии с конвенцией - не более 60 000 евро таможенных платежей), а долги надо возмещать. Со временем страны Таможенного союза разработают свою систему гарантий таможенных платежей по аналогии с Евросоюзом, рассчитывает Шувалов, а пока ФТС нужно разработать временный механизм на переходный период.