В Афганистане выбирают преемника Хамида Карзая

Основной задачей следующего президента будет подписание соглашения о безопасности с США

В субботу в Афганистане начались президентские выборы, по результатам которых власть впервые в новейшей истории страны может быть мирно передана следующему лидеру. Действующий президент Хамид Карзай, занявший пост после свержения режима талибов в декабре 2001 г., согласно афганской конституции, снова баллотироваться не может.

Основные кандидаты

За верховную власть в стране борются восемь кандидатов, но шансы на победу имеют трое - бывший афганский министр иностранных дел (2001-2005) Абдулла Абдулла, Залмай Расул, также занимавший пост министра иностранных дел (2010-2013), и бывший министр финансов (2002-2004) Ашраф Гани Ахмадзай. Остальные пятеро кандидатов имеют куда меньше шансов на победу, показывали опросы общественного мнения Democracy International Organization и Tolo News, проведенные в декабре 2013 г. С тех пор новых опросов эти службы не проводили.

Абдулла Абдулла - сторонник исламской демократии, лидер оппозиционного движения "Национальная коалиция Афганистана". Его кандидатуру поддерживают крупнейшие политические партии страны, такие как Хазб-е Джамиат-е Ислами (Исламское общество Афганистана) и Хезб-е Ислами (Исламская партия Афганистана). На президентских выборах 2009 г. он занял второе место, набрав 30,6% голосов и сейчас, после ухода с поста Хамида Карзая, он - наиболее вероятный кандидат на пост президента Афганистана. Согласно опросу Democracy International Organization, кандидатуру Абдуллы поддерживал 31% населения Афганистана.

Несколько отставал от него Ашраф Гани − за которого были готовы голосовать 25% избирателей, по данным Democracy International Organization. Гани - доктор наук, известный учёный в области политологии и антропологии. С 2004 по 2008 гг. он возглавлял университет Кабула. В 2010 г. американский журнал Foreign Policy внес его в свой ежегодный список мыслителей мирового масштаба (50-е место), а британский журнал Prospect отдал ему вторую позицию в аналогичном списке. Благодаря опыту работы во Всемирном банке и ряде североамериканских институтов Гани имеет тесные связи с Вашингтоном. Ещё в 2009 г. перед предыдущими президентскими выборами многие издания, в частности Asia Times Online и The Guardian, писали, что Гани - "любимчик Америки", и его победу на Западе встретили бы с большим воодушевлением. Впрочем, тогда он набрал всего лишь 3% голосов, не найдя поддержки среди консервативно настроенных афганцев. Индийский посол Мелкулангара Бхадракумар характеризовал Гани как технократа, "который хорош в своей экспертной сфере - развитии экономики. Однако он не человек судьбы, способный повести за собой народ на баррикады, когда враг будет стоять у ворот" (цитата по Asia Times Online). А раздираемому противоречиями Афганистану, по мнению дипломата, нужен именно такой политик.

Залмай Расул занимал несколько министерских постов в правительстве Карзая - был министром авиации, министром иностранных дел и советником по национальной безопасности. Медицинское образование и степень он получил во Франции. Уходящий президент Карзай не говорил, кого поддерживает на выборах, но считается, что он поддерживает именно Расула, пишет BBC. В пользу Расула снял свою кандидатуру с выборов младший брат Карзая - Каюм.

В Афганистане, население которого составляет 30 млн человек, около 12 млн избирателей. Предварительные результаты выборов станут известны в конце апреля. Если ни один из кандидатов не наберет более 50% голосов, будет назначен второй тур.

Проблемы безопасности

Несмотря на то, что исход выборов пока не очевиден, велики шансы, что новая администрация для сохранения своего влияния заключит двустороннее соглашение с США, считает директор «Центра Общественно-политических исследований» Владимир Евсеев.

На данный момент в Афганистане, по данным НАТО, находятся 33 500 американских солдат. Вывод американских войск запланирован на конец этого года. Полностью покидать Афганистан американцы и их союзники по международной коалиции, однако, не собираются - после вывода основных сил в стране останется ограниченный контингент в 10 000 военнослужащих, призванный поддерживать порядок и проводить антитеррористические операции против "Аль-Каиды" и других группировок. Для этого надо заключить двустороннее соглашения о безопасности, которое разрабатывалось с ноября 2012 г. Годом позже всеафганский совет старейшин Лойя-джирга полностью одобрил проект соглашения, которое, помимо сохранения военного контингента, также позволило бы американцам обучать и экипировать афганские войска, однако 6 февраля 2014 г. президент Карзай отказался его подписывать. Он заявил, что до апрельских выборов ничего подписывать не будет и отверг все предостережения насчёт того, что "Талибан" снова может захватить власть в стране. Пока не будет подписано соглашение с США, он не станет подписывать соглашение о сотрудничестве с Афганистаном и НАТО.

В своих выступлениях Карзай сравнивал афгано-американское соглашение с двумя "унизительными" для страны договорами с Британской империей - Гандамакским договором 1879 г. и соглашением Абдура Рахмана - Дюрана 1893 г., из-за которых Афганистан утратил свой суверенитет и отказался от ряда территорий, ныне принадлежащих Пакистану. По мнению Амина Тарзи, востоковеда американского Института внешнеполитических исследований, президентом двигали два мотива: с одной стороны, Карзай заботится о своем имидже борца за национальные интересы, которым он хочет остаться в глазах грядущих поколений. С другой стороны, Карзай надеется сохранить определённое политическое влияние и наладить контакты с администрацией, что придёт к власти после завтрашних выборов. Насколько у него это получится - пока большой вопрос, всё будет зависеть от исхода голосования.

По мнению Мартины ванн Бийлерт, директора Сети аналитиков Афганистана, выборы 5 апреля не обойдутся без масштабных фальсификаций - слишком уж высоки ставки для кандидатов. Другим фактором, способным помешать проведению легитимного голосования в Афганистане может стать вмешательство талибов. В кампании они не участвуют. Во время предвыборной кампании в феврале этого года группа талибских автоматчиков в гористой местности близ Кабула обстреляла эскорт Абдуллы Абдуллы, чуть было не убив его самого и нескольких его помощников, а двумя неделями позже полиция предотвратила взрыв бомбы, жертвой которой должен был стать Ашраф Гани.

Политолог Владимир Евсеев считает, что и во время выборов талибы попытаются любыми средствами дестабилизировать ситуацию и расширить свое влияние, особенно на юге страны у границ с Пакистаном. Однако им будет трудно это сделать, так как стабильность в регионе входит в интересы США и Ирана, несмотря на то, что последний негативно относится к идее соглашения между Кабулом и Вашингтоном. По мнению Евсеева, угроза талибизации Афганистана всё ещё является актуальной, однако она может происходить постепенно, путем вхождения сторонников талибов в органы государственной власти. По его словам, как России, так и государствам Средней Азии следует готовиться к негативному развитию событий и заниматься укреплением своих границ. Для России важны, прежде всего, стратегические отношения с Таджикистаном, скрепленные двусторонним соглашением, в то время как Узбекистан и Туркменистан в отношениях с Афганистаном уповают либо на собственные силы, либо на поддержку Соединенных Штатов.