Статья опубликована в № 3655 от 19.08.2014 под заголовком: Налоговый маневр на дороге

Что будет с дорожными фондами после налогового маневра

Из-за налогового маневра в нефтяной отрасли чиновникам придется провести еще один маневр - для дорожных фондов. Регионам гарантирована компенсация потерь
Вне зависимости от налоговых и бюджетных маневров денег на дорожное хозяйство не хватает
Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС

На этой неделе вице-премьер Аркадий Дворкович проведет очередное совещание по налоговому маневру в нефтяной отрасли. Разногласий почти нет, осталось обсудить детали, говорил он (цитата по «Интерфаксу»). Одним из проблемных вопросов были последствия для дорожных фондов. Маневр предполагает снижение ставок топливных акцизов - на 30-40% к 2018 г. А согласно одному из обсуждавшихся вариантов, уже в 2015 г. ставки для бензина и дизтоплива класса «Евро-5» могут сократиться почти вдвое. А топливные акцизы - основной источник региональных дорожных фондов.

Финансирование дорожного хозяйства после маневра пострадать не должно - с таким условием реформу согласовал президент Владимир Путин, рассказывают два федеральных чиновника.

«В любом случае речь идет о полной компенсации и о выделенном источнике, а не просто о трансферте, который может из года в год меняться», - пообещал Дворкович. По его словам, Минфин сейчас вырабатывает конкретную формулу.

Предложения Минфина таковы, рассказывает федеральный чиновник: вместо распределения между федеральным (28% сборов) и региональными (72%) фондами все поступления от топливных акцизов будут перенаправлены в региональные дорожные фонды. Но это позволит лишь частично покрыть их потери от снижения ставок. Чтобы компенсировать потери полностью, региональные фонды будут получать трансферты из федерального дорожного фонда, продолжает собеседник «Ведомостей».

Федеральный дорожный фонд тоже не сократится: его базовая часть, которая формируется за счет ассигнований бюджета, будет увеличена, чтобы покрыть все компенсации регионам. По расчетам Минфина, на это требуется почти 509 млрд руб. за три года (сумма растет со 151 млрд в 2015 г. до 184 млрд в 2017 г.), знает федеральный чиновник.

Увеличить ассигнования бюджета, которые идут в федеральный дорожный фонд, можно из совокупных доходов, рассуждает собеседник «Ведомостей». Часть сборов НДПИ (ставки налога увеличиваются при маневре) можно направить на доходы, не нарушая бюджетного правила, объясняет он. О том, что потери дорожных фондов могут быть компенсированы за счет части поступлений НДПИ, говорил и Дворкович.

Рассчитать поступления в региональные фонды сейчас сложно, но в течение трех лет они станут более стабильными и тогда можно будет законодательно зафиксировать размер трансферта в виде процента от базовой части федерального фонда, указывает чиновник финансово-экономического блока. Сейчас он оценивается в 315 млрд руб. на 2015-2017 гг., это около 20% федерального дорожного фонда на эти три года. Важно, чтобы трансферт регионам был закреплен, подчеркивает чиновник, курирующий инфраструктуру, иначе он может стать формой «доброй помощи» - сегодня помогли, а завтра нет.

Для федерального дорожного фонда такой вариант тоже скорее выгоден в среднесрочной перспективе, рассуждает чиновник Росавтодора: пропадают риски недопоступления акцизов, но и на дополнительные доходы в случае роста сборов акцизов федеральный дорожный фонд рассчитывать не сможет. Многое будет зависеть от ставок акцизов и потребления топлива, отмечает он. Зато у федерального дорожного фонда с 2016 г. должен появиться новый источник доходов, напоминает чиновник финансово-экономического блока: сборы с грузовиков массой свыше 12 т, которые должны будут возмещать вред, наносимый федеральным трассам, по тарифу 3,7 руб./км.

Вне зависимости от маневра при таком финансировании дорожного хозяйства не удастся выполнить президентский план - строить и реконструировать вдвое больше дорог, чем в последние 10 лет. В региональных дорожных фондах даже на содержание и ремонт имеющейся сети в 2013 г. нашлось менее 15% от необходимого по нормативам. По федеральным трассам пока проблем нет, но они возникнут в случае сокращения финансирования, рассказывали два федеральных чиновника: уже сейчас обсуждается, как учесть протяженность сложных развязок, мостов и других инженерных объектов с повышенным коэффициентом, чтобы все-таки выполнить поручение президента.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать