Доставка российской гуманитарной помощи на восток Украины тормозится из-за отсутствия гарантий безопасности

Доставка российской гуманитарной помощи на восток Украины тормозится из-за отсутствия гарантий безопасности: в районе Луганска продолжаются тяжелые бои

Несмотря на то что первые 16 из 262 грузовиков с российской гуманитарной помощью выдвинулись для досмотра украинскими пограничниками и таможенниками на пограничный переход Донецк (Россия) - Изварино (Украина) еще в воскресенье, перспективы их отправки дальше по направлению к Луганску пока неясны. Вчера представитель Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины Андрей Лысенко заявил, что в понедельник или вторник они будут досмотрены представителями ОБСЕ, после чего перейдут под контроль Международного комитета Красного Креста (МККК). Однако и это может не означать начала движения груза. Как сообщила «Ведомостям» представитель МККК в Москве Виктория Зотикова, по-прежнему актуальна проблема получения гарантий безопасности для проезда, для этого Красный Крест контактирует со всеми сторонами, вовлеченными в конфликт.

После того как на прошлой неделе стало понятно, что российский конвой пойдет не через подконтрольную украинскому правительству территорию Харьковской области, а через Донецк - Изварино (контролируемый с украинской стороны силами самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР), украинская армия начала наступление под Луганском. Бои с ополченцами затронули дорогу, по которой помощь могла быть доставлена в Луганск (см. карту). Хотя представитель СНБО заявлял об окружении Луганска, в реальности ситуация там напоминает «слоеный пирог», но доступ в город по главной дороге со стороны России действительно прерван, говорит человек, близкий к руководству самопровозглашенной ЛНР. Не доставлена в сам Луганск, по словам собеседника «Ведомостей», и гуманитарная помощь со стороны украинского правительства - самым близким к городу пунктом, куда она поступила, стал давно занятый правительственными войсками пригородный поселок Металлист. Электричества и питьевой воды почти во всем Луганске нет уже фактически полмесяца (при температуре более 30 градусов). По данным управления ООН по координации гуманитарных вопросов, за вторую неделю августа из Донецка и Луганска бежало более 22 000 жителей в сравнении с 6200 за первую неделю.

Между тем именно общее понимание необходимости оказания гуманитарной помощи и расширения возможностей миссии ОБСЕ для контроля за российско-украинской границей были двумя пунктами, по которым, как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, было отмечено продвижение вперед на состоявшихся в ночь с воскресенья на понедельник переговорах министров иностранных дел России, Украины, Германии и Франции. По второму вопросу Москва согласна с предложениями оснастить группу наблюдателей ОБСЕ на российско-украинской границе беспилотными летательными аппаратами, сказал Лавров. При этом «у нас пока нет возможности доложить о позитивных результатах, прежде всего по вопросам прекращения огня и политическому процессу», заявил министр.

По словам министра иностранных дел Украины Павла Климкина, для прекращения огня необходимо, чтобы граница была «полностью безопасна», чтобы ОБСЕ наблюдала за границей и за прекращением огня и чтобы произошло полное освобождение заложников. По словам человека, близкого к руководству самопровозглашенной Донецкой народной республики, хотя в освобождении пленных наметился прогресс, украинская сторона продолжает не считать пленными арестованных активистов, поэтому говорить о возможности скорого полного и всеобщего обмена пленными не приходится.

На практике украинская сторона настаивает на прекращении материальной помощи и переправки добровольцев из России ополченцам, полагая, что после этого сможет быстро добиться военной победы, говорит бывший чиновник российского Министерства обороны. По словам полковника запаса Виктора Мураховского, складывается впечатление, что у украинской армии начинают иссякать запасы бронетехники, на активное использование которой делалась главная ставка, причем в основном техника теряется не из-за огня противника, а из-за исчерпания ресурса или неправильной эксплуатации. При этом большие на бумаге запасы бронетехники на базах хранения в реальности пригодны в основном в качестве вторсырья для металлургической промышленности, говорит эксперт.