Минфин запускает налоговый маневр в нефтяной отрасли

Опубликован проект поправок в Налоговый кодекс: он предполагает серьезное снижение экспортной пошлины, а также акцизов и резкое повышение НДПИ уже в следующем году
Bloomberg

Минфин опубликовал законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли. Проект поправок в Налоговый кодекс и закон о таможенном тарифе размещен на портале regulation.gov.ru для общественного обсуждения. Маневр предполагает серьезное снижение экспортной пошлины, а также акцизов и резкое повышение НДПИ уже в следующем году.

Маневр стал альтернативой повышению уже со следующего года ставки пошлины на экспорт мазута до 100% от нефтяной. Это ударило бы по нефтепереработке, маневр же - более выгодный для нефтяной отрасли вариант. Темпы изменения базовых ставок НДПИ и пошлин, судя по законопроекту, практически не изменились по сравнению с теми, что обсуждались в начале августа (были в распоряжении “Ведомостей”). Лишь незначительно выше окажется ставка НДПИ в 2015 г. (не 765, а 775 руб.).

Лишь на 10 руб. выше окажется базовая ставка НДПИ в 2015 г. (не 765, а 775 руб. за тонну). Из-за такого повышения НДПИ для нельготируемых месторождений (при текущих ценах на нефть в $100 за барр.) будет выше примерно на $0,44 за барр., допдоходы бюджета могут составить порядка 50 млрд руб., оценивает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов.

Маневр приведет к росту внутренних цен на нефть, снизит рентабельность нефтепереработки и спровоцирует рост цен на топливо. Чтобы сдержать цены на бензин (не более чем на 2 руб. по прежним расчетам), Минфин и Минэнерго предложили снизить акцизы на бензин и дизтопливо. Ставка для бензина экологического класса "Евро-4" со следующего года снизится с 10 858 до 7300 руб. с тонны, для "Евро-5" - с 7750 до 4200 руб., для дизтоплива - с 5970 до 3000 руб. и с 5244 до 2300 руб. соответственно. В 2016 г. ставки составят 6200 руб. с тонны для бензина и 3000 руб. для дизтоплива, (снижение на 35 и 50% по сравнению с действующими ставками).

В 2017 г. топливные акцизы продолжат снижаться, но в опубликованном Минфином варианте ставки существенно выше, чем обсуждалось ранее: 5100 руб. с тонны для бензина (против 4500 руб. в предыдущем варианте и 9928 руб. при действующих условиях) и 3500 руб. для дизтоплива (в предыдущем варианте - 2800 руб., при действующих условиях - 6239 руб.).

Снижение акцизов было одним из проблемных вопросов налогового маневра, поскольку акцизы - основной источник наполнения региональных дорожных фондов и из-за снижения ставок и в федеральном, и в региональных дорожных фондах образовалась бы дыра. Но финансирование дорожного хозяйства после маневра пострадать не должно - с таким условием реформу согласовал президент Владимир Путин, рассказывали два федеральных чиновника.

Минфин вырабатывает формулу компенсации, говорил на прошлой неделе вице-премьер Аркадий Дворкович. Предложения Минфина таковы, рассказывал федеральный чиновник: передать все сборы топливных акцизов региональным дорожным фондам (сейчас 28% поступлений идет в федеральный дорожный фонд), а оставшиеся потери регионов компенсировать за счет трансферта из федерального дорожного фонда. Сам федеральный дорожный фонд тоже не должен пострадать - Минфин предлагает увеличить его базовую часть, которая формируется за счет ассигнований бюджета.