Российские следователи возбуждают новые уголовные дела против украинских военных

Российские следователи возбуждают все новые уголовные дела против украинских военных по обвинению в геноциде. Это вопрос пропаганды, а не уголовного права, полагают эксперты
Возбужденных в России уголовных дел Игорю Коломойскому можно пока не бояться/ Светлицкий Сергей/ PhotoXpress

Следственный комитет возбудил новую порцию уголовных дел в отношении военного руководства Украины по подозрению в геноциде «национальной группы русскоязычных лиц», организации убийств и применении запрещенных средств ведения войны на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Как сообщил представитель СКР Владимир Маркин, дела возбуждены против министра обороны Валерия Гелетея, начальника генштаба Виктора Муженко, командира 25-й бригады вооруженных сил Олега Микаса, «других пока не установленных лиц из числа командиров 93-й бригады ВСУ» и ряда высших должностных лиц из военного руководства Украины. Их подозревают в том, что своими приказами с 3 июля по 5 сентября они нарушили международную конвенцию «О предупреждении геноцида» - при обстрелах Донецка, Луганска, Славянска, Краматорска и других городов на территории ДНР и ЛНР массово применялись вооруженные системы неизбирательного действия, приведшие к большому количеству жертв. В результате, отметил Маркин, погибло более 3000, ранено более 5000 мирных жителей, разрушено более 500 домов и социальных объектов.

Ранее были возбуждены уголовные дела в отношении министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского и командиров добровольческих батальонов Семена Семенченко, Сергея Миличука и Юрия Березы. Однако вчера представитель СКР сообщил, что Интерпол отказался объявлять в розыск Коломойского, посчитав его преследование в России политически мотивированным. В то же время Александр Дрыманов, и. о. руководителя управления СКР по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны, заверил, что у СКР есть доказательства преступлений «в сфере бизнеса», которые Коломойский совершил еще до кризиса на юго-востоке Украины.

Какой может быть перспектива открытых дел, в СКР пока сказать затрудняются. По словам Дрыманова, комитет направил своим украинским коллегам предложение о сотрудничестве в расследовании и, если они откажутся, у российской стороны будет право обратиться в международные органы юстиции. Рано или поздно все происходящее станет предметом рассмотрения международного уголовного суда, полагает член Совета Федерации от Крыма Ольга Ковитиди.

Ситуация напоминает события шестилетней давности, когда Грузию пытались обвинить в геноциде, представив жертвы среди мирного населения как умышленные, но эта попытка ни к чему не привела, говорит партнер юридического бюро «Сирота и Мозго» Олег Мозго. И в случае с Украиной обвинения в геноциде скорее всего не подтвердятся, считает юрист: для этого необходимы доказательства, что обвиняемые отдали приказ массово убивать мирных жителей, что вряд ли имело место. Более того, в ситуации, когда боевые действия идут на территории другого государства между его же гражданами, возникает резонный вопрос о правомерности возбуждения уголовных дел в России, отмечает Мозго: «Термин «интересы России» в данном случае является понятием не правовым, а политическим». Привлечь обвиняемых к ответственности можно будет, только если они попадут в руки российского правосудия, а вероятность того, что по ситуации на Украине будет создан международный уголовный суд либо специальный трибунал ООН, по мнению эксперта, близка к нулю: «В данной ситуации возбуждение уголовных дел выглядит скорее как пропагандистский ход, а не как вопрос права».

Действия России рассматриваются Западом исключительно как ангажированные, в связи с тем что она, по мнению Запада, прямо заинтересована в аннексии территории Украины, считает адвокат по международному праву, председатель коллегии адвокатов «Сазонов и партнеры» Всеволод Сазонов. К тому же Интерпол не занимается военными преступлениями - для этого нужно обращаться в уголовный суд в Гааге либо в ООН с требованием создания специального уголовного трибунала по событиям на Украине.

Пока происходящее больше похоже на нагнетание внутренней повестки, считает политолог Михаил Виноградов. «На фоне реального ослабления инициативы пророссийских сил на востоке Украины есть желание подогревать собственное общественное мнение, чтобы оно не заметило утраты инициативы или чтобы подготовить его к чему-то новому. Но к чему - это пока вопрос», - говорит эксперт.