Конституционный суд не нашел нарушения свободы выражения мнений в деле Pussy Riot

Конституционный суд не нашел нарушений свободы выражения мнений в статье УК о хулиганстве. Страсбургский суд посчитает иначе, уверены правозащитники
Надежда Толоконникова/ J. Scott Applewhite/ AP

Конституционный суд отказался рассматривать жалобу Надежды Толоконниковой, оспорившей статью УК о хулиганстве. Толоконникова считает, что ч. 2 ст. 213 УК, по которой были осуждены участницы Pussy Riot, нарушает Конституцию, поскольку ограничивает свободу выражения мнений, позволяет признавать нарушением общественного порядка нарушение религиозных норм и устанавливать преступный характер деяний на основе того, воспринимает ли их большинство населения как «приемлемые».

В отказном определении суд указывает, что Конституция исключает запрет на публичные дискуссии по религиозной тематике, но их участники должны принимать во внимание «деликатный характер обсуждаемых вопросов». Если же способ распространения информации «основан на демонстративном грубом пренебрежении принятыми в обществе представлениями о приемлемом поведении, лишен какой-либо эстетической ценности и является оскорбительным», то это выходит за границы свободы выражения мнений. Суд считает справедливым применение ст. 213 УК к участницам Pussy Riot, поскольку признаки этого преступления - «грубое нарушение общественного порядка», «явное неуважение к обществу», «религиозная ненависть или вражда» - устанавливаются с учетом «исторического и культурного наследия народов России».

Председатель ассоциации «Агора» Павел Чиков напоминает, что жалоба трех участниц Pussy Riot находится на рассмотрении в ЕСПЧ и процесс коммуникации по ней практически завершен: недавно российское правительство представило последний ответ на жалобу. «В целом последний документ по делу от властей сильно отдает пораженчеством - они понимают, что дело Pussy Riot в ЕСПЧ уже проиграли», - полагает Чиков.

В своем ответе представители России говорят, что нельзя считать пыткой содержание девушек в стеклянной клетке в суде, поскольку температура выше 30 градусов в Москве была только 7 августа. Российские власти также сомневаются, что манера выражения мнения, которую выбрали участницы Pussy Riot, гарантируется европейской Конвенцией о правах человека: «Провокационный характер заявителей, те шаги, которые они предприняли, чтобы привлечь внимание общественности, использование оскорбительных высказываний по отношению к религиозным ценностям, пустота политических высказываний дают возможность утверждать, что они хотели получить славу, а не выразить свое мнение».

Решение по жалобе ЕСПЧ может принять уже до конца 2014-го или в течение 2015 г., считает Чиков. По его словам, именно ЕСПЧ уполномочен выносить окончательное решение о том, насколько «ограничение» или «санкция» совместимы со свободой выражения мнения в том виде, как она защищается ст. 10 конвенции. Однако, напоминает юрист, с недавних пор Конституционный суд взял на себя функцию оценивать решения ЕСПЧ на соответствие Конституции России. Поэтому дело Pussy Riot может стать поводом для отказа России от членства в Совете Европы, если до этого она не выйдет из него из-за дела ЮКОСа. «Мы с самого начала говорили, что дело Pussy Riot неминуемо создаст ценностный конфликт между либеральными принципами Совета Европы и консервативной политикой нынешних властей России», - говорит Чиков.

Россия будет вынуждена подчиниться решению ЕСПЧ - Владимиру Путину вовсе не хочется рвать и без того ставшие непрочными связи с европейскими институциями, возражает Толоконникова: «Очевидно, что все угрозы о выходе из Совета Европы и из-под юрисдикции ЕСПЧ так и останутся угрозами, какие бы проблемные решения ЕСПЧ ни выносил».