Статья опубликована в № 3746 от 26.12.2014 под заголовком: Цугцванг экономики

Начавшийся кризис может стать затяжным

Этот год стал для России первым годом экономического кризиса, который грозит стать затяжным: экономическое развитие требует изменений в политической сфере, готовности к которым пока не видно
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Россия не только растеряла заработанное, но и, похоже, не имеет шансов отыграть утерянное
А. Махонин / Ведомости

Экономический кризис в России набирает обороты. Прогнозы сулят двух-трехлетнюю рецессию или, в лучшем случае, годы стагнации после предстоящего в 2015 г. спада. Инфляция вновь двузначная, как в середине 2000-х гг., существенно снижаются доходы и уровень жизни населения, доверие к рублю подорвано, суверенный рейтинг может вернуться в категорию мусорных, чего не было с 2005 г. Всего за год страна утратила достижения последних пяти, а то и десяти лет, но самое худшее - потеряла перспективы эти достижения в обозримом будущем восстановить. Экономика попала в такие внешние и внутренние условия, в которых ей будет трудно развиваться, заключают эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ЦР ВШЭ): «Россия может кардинально ухудшить свое положение в мире - не только как выгодного рынка, но хотя бы как перспективного».

Экономика начала тормозить еще в 2012 г.: источники роста в ориентированной на сырьевую ренту экономике оказались исчерпаны вместе с окончанием роста цен на нефть, а институциональные ограничения не позволяют возникнуть новым источникам роста. Это и есть базовые причины кризиса, который был лишь усилен радикальным разворотом во внешней политике и взаимными санкциями, а также падением цен на нефть. С экономической точки зрения кризис 2014 г. в основном реализовал риски, которые накапливались годами, замечает гендиректор ЦР ВШЭ Наталья Акиндинова. «В этом смысле этот кризис мы сами и готовили», - признал министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Правовая несдержанность

Возводимая с начала 2000-х экономика государственно-монополистического капитализма начала давать недвусмысленные сигналы о сильнейшем структурном кризисе в 2012- 2013 гг., пишут эксперты ЦР ВШЭ: восстановившийся было рост был подрезан ухудшением и так неблагоприятного делового климата, усилением и без того чрезмерного участия государства в экономике, дальнейшим откладыванием реформ и кризисом доверия к государству. Уровень доверия россиян к правительству, по данным Edelman Trust Barometer, упал с и так невысоких 48% в 2009 г. до 27% в 2014 г.

Государство реагировало на проблемы все возрастающим количеством нормативно-правовых актов, многие из которых противоречили друг другу и еще больше ухудшали ситуацию. Гораздо большее влияние на экономику стали оказывать не традиционные инструменты экономистов - фискальная, денежно-кредитная политика и т. п., - а традиционные инструменты юристов, иронизирует замминистра экономического развития Олег Фомичев, называя такую реакцию государства «правовой несдержанностью». Ежегодно появляется более 20 000 нормативно-правовых актов, подсчитали в Минэкономразвития, из них 4000-6000 непосредственно затрагивают вопросы предпринимательской деятельности.

Справиться с «правовой несдержанностью» не в состоянии ни бизнес, ни сами регуляторы. В результате управление все более становится «ручным», когда в дополнение к нормативно-правовым актам раздаются поручения, большинство из которых - о разработке новых нормативно-правовых актов, нередко противоречащих прежним.

«Ключевая и глубинная причина торможения экономического роста - это проблема с качеством госрегулирования и госуправления», - считает Фомичев. Без ее устранения добиться роста не получится. Падение качества госрегулирования сопровождается ростом предпринимательских издержек: неэффективность контроля ежегодно стоит бизнесу 2-5% ВВП, приводил оценки экспертов министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов. Если компании будут исполнять все требования, которые предполагалось ввести поправками только в один закон о безопасности дорожного движения, это обойдется им в 4 трлн руб. в год, привел пример Фомичев: «Никакая экономика таких расходов не выдержит».

Силовая несдержанность

В дополнение к забюрократизированности реакцией государства на растущие экономические проблемы стало усиление «полицейских» полномочий - вплоть до того, что главным фактором инвестиционного климата стал Следственный комитет, считает бывший министр финансов Алексей Кудрин. А мандат прокуратуры позволяет ей, помимо обычных функций - выступать от имени государства в уголовном процессе - проверять на соответствие любому закону деятельность любой компании, а также координировать деятельность силовых структур: это, по словам ведущего научного сотрудника Института проблем правоприменения ЕУСПб Эллы Панеях, создает коррупционные возможности и стимулы участвовать в политических, экономических и аппаратных войнах, а также закрывать глаза на нарушения других силовых ведомств, за исключением ФСБ. Последнее, не подконтрольное ни обществу, ни гражданским властям, оказалось стратегически «заточено» на «захват государства» - т. е. подчинение действий государства интересам отдельных индивидов, групп или организаций - и на получение доступа к государственным ресурсам, цитирует Панеях политолога Брайана Тейлора.

В обществах с ограниченным доступом к ресурсам (финансам, власти и т. д.), к которым, по градации нобелевского лауреата Дугласа Норта, относится Россия, сами законы могут быть ясными и хорошими. Но принуждение к выполнению этих законов в коррумпированных судах превращается в еще один источник ренты «для своих». Законы в таких обществах не для всех, правила персонифицированы: банки дают кредиты «своим людям» в правительстве, которое поддерживает «своих людей» в бизнесе. Это, в числе прочих проблем, укрепляет кризис доверия, один из ярких примеров последствий которого - валютная паника декабря, вызвавшая в экономике новый шок и потребовавшая экстренного повышения ставки ЦБ до 17%.

Попытки же провести дерегулирование и повысить прозрачность решений, т. е. отменить или ограничить ренты, нередко приводят к сопротивлению групп элит и длительным периодам нестабильности, проанализировал Норт: условия спокойного перехода к развитому обществу - признание элитами верховенства права сначала для себя и консолидированный контроль над основными силовыми структурами.

Разразившийся в России кризис похож на те, что проходили Аргентина, Мексика, Чили, когда в результате падения экспортных доходов национальная валюта девальвируется, балансы обремененных огромными валютными долгами банков и компаний схлопываются, сравнивает нобелевский лауреат Пол Кругман в колонке для The New York Times. С той только разницей, что в других странах валютные долги были обусловлены дефицитом торгового баланса. У России же торговый профицит при большом оттоке капитала. Этот отток - следствие возводимой все 2000-е экономической модели по распределению ренты «для своих», считает Кругман: «Путинская Россия - крайний вариант кланового капитализма, клептократия, лояльные сторонники которой получают доступ к огромным суммам для личного использования». Все это выглядело устойчивым, пока цены на нефть оставались высокими, пишет он: «Но пузырь лопнул, и та самая коррупция, которая была опорой режима, оставила Россию в отчаянном положении».

Поворот от экономики, основанной на освоении ренты, к конкурентной рыночной экономике требует снижения регулирования, усиления правовых институтов и укрепления экономических контактов с передовыми странами, а все это требует коренных изменений прежде всего в политической сфере, заключают эксперты ЦР ВШЭ, но причин ожидать таких изменений пока не видно. Даже если власти решат изменить хотя бы экономический вектор - чего тоже пока не видно, - сделать это будет сложнее, чем еще пару лет назад: санкции ограничили доступ к технологиям и капиталу, а источник собственных ресурсов - цены на нефть - вряд ли быстро вернутся на уровень $100 из-за сланцевой революции, завершающей 40-летний монополизм ОПЕК.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more