Вслед за фондом «Династия» о ликвидации заявил и Комитет против пыток

Работу в статусе иностранных агентов обе организации считают невозможной
Комитету против пыток придется искать другие формы правозащитной работы/ Дмитрий Коротаев/ Коммерсантъ

Нижегородский облсуд оставил в силе решение о законности представления прокурора, на основании которого Комитет против пыток (КПП) был объявлен иностранным агентом. В связи с этим председатель КПП Игорь Каляпин объявил о начале процедуры ликвидации НКО. Она будет запущена после конференции, которая соберется в течение ближайших двух недель, сказал «Ведомостям» Каляпин. Однако организация продолжит работать, избрав другую организационно-правовую форму. По словам Каляпина, может быть зарегистрировано несколько организаций, которые будут заниматься проведением экспертиз, международной защитой, общественными расследованиями. Информационно-аналитический центр, который будет существовать на пожертвования, займется рекомендациями для госведомств и другой публичной деятельностью, говорит Каляпин, – т. е. тем, что прокуратура признала политической деятельностью. Иностранное финансирование будет получать организация, не ведущая публичной деятельности, добавляет он. Вместо старого названия будет выбрано что-то схожее, говорит Каляпин: «Хитиновый покров от КПП пусть остается депутату Сидякину и Минюсту, но ходить с ярлыком иностранного агента и вводить в заблуждение граждан, что мы работаем в чьих-то интересах, мы не будем».

Жертвы закона

Как минимум 11 некоммерческих организаций уже были или будут закрыты после предъявления им претензий в связи с законом об иностранных агентах, подсчитали эксперты Ресурсного правозащитного центра.

Фонд «Династия» принял решение о ликвидации 5 июля на выездном заседании в Черногории, за него проголосовали все 11 членов совета фонда. «Функционирование фонда, как раньше, после его объявления иностранным агентом невозможно, поскольку это создает риски для бенефициаров фонда и его сотрудников», – говорит член совета фонда, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Сергей Филонович. Члены совета готовы были найти финансирование, но совет все же принял решение о ликвидации, говорит член совета, президент Политехнического музея Борис Салтыков. По его словам, все члены совета написали заявление об уходе из фонда, чтобы суд, если он откажется ликвидировать фонд, не обязал их искать другое финансирование. «При изменении ситуации в стране может быть создан другой фонд. Пока же эндаумент семьи Зиминых продолжит финансировать премию «Просветитель», а также юридические лица, которые занимаются математикой и физикой. Дмитрий Зимин сказал, что не эмигрировал и не собирается менять гражданство, правда, пока неизвестно, когда он вернется обратно», – говорит Салтыков. Член совета, научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин сообщил, что не согласен с решением о закрытии фонда, но поддержал его ликвидацию. По словам исполнительного директора фонда Анны Пиотровской, заявление о ликвидации будет подано в суд в конце августа – начале сентября, после того как фонд выполнит обязательства по проведению летних научных мероприятий. Все обязательства перед грантополучателями будут выполнены, заверяет Пиотровская.

Процедура ликвидации НКО – сложный процесс и занимает от 3,5 месяца до года, поясняет директор Ресурсного правозащитного центра Мария Каневская. Для закрытия фонда следует обратиться в суд и только затем в Минюст, говорит она, при этом нужно опубликовать сообщение о начале ликвидации в «Вестнике госрегистрации» и после выхода из печати ждать два месяца. «Проблем с ликвидацией нет, но сейчас мы столкнулись с тем, что у организаций, которые получили штрафы и их не заплатили, возникают проблемы – приходится обращаться в суд и обжаловать отказ в ликвидации», – говорит Каневская. По ее словам, для НКО нет запрета на ликвидацию, если есть непогашенные штрафы.

В Минюсте зарегистрировано 250 000 НКО, а в реестре агентов их меньше ста, зато сколько разговоров, недоумевает председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов: «Эти решения о ликвидации – не первые случаи, но не стоит использовать язык шантажа с госструктурами, если им не нравятся нормы закона и они их нарушают». Нилов согласен, что понятие «политическая деятельность» нуждается в уточнении, но «Династия» и КПП, по его мнению, занимались политической деятельностью.

Совет по правам человека (СПЧ) сегодня направит письмо в Верховный суд с просьбой обобщить и проанализировать судебную практику по применению закона об иностранных агентах, чтобы пленум суда дал разъяснение, как применять этот закон, говорит председатель СПЧ Михаил Федотов: «В законе говорится, что политической деятельностью не является образовательная и природоохранная, но на практике НКО, занимающиеся такой деятельностью, попадают в реестр. Значит, закон применяется неправильно, поскольку плохо сделан, и его нужно менять».