Политика
Бесплатный
Анастасия Корня
Статья опубликована в № 3958 от 12.11.2015 под заголовком: Средний уровень прозрачности

Россия получила средний балл за прозрачность информации о бенефициарах

Таков вывод исследования Transparency International, проведенного среди стран G20

Россия получила среднюю оценку за прозрачность информации о собственниках компаний и имущества: ее результат ниже, чем у Великобритании, Франции или Аргентины, но выше, чем у Китая, США или Южной Кореи. Об этом говорится в докладе международного движения Transparency International по результатам исследования имплементации странами «двадцатки» законодательства, обеспечивающего прозрачность информации о бенефициарных собственниках. Доклад опубликован в четверг и приурочен к саммиту G20, который откроется в конце этой недели. Год назад участники «двадцатки» договорились о необходимости раскрытия бенефициарных владельцев. Это связано с растущим выявлением собственности, полученной преступным, в том числе коррупционным, путем.

Россия получила максимальную оценку за внедрение в свое законодательство понятия бенефициарного собственника. Мы также имеем довольно хорошие показатели в таких областях, как международное взаимодействие (в 2013 г. 3% дел об отмывании возбуждались с подачи зарубежных органов) и прозрачность крупных сделок с недвижимостью. Но появление законопроектов об ограничении доступа к информации реестров прав собственности может отрицательно сказаться на субъектах экономической деятельности и на гражданах, говорится в докладе.

Против коррупции и отмывания

10 принципов прозрачности для бенефициарных собственников приняты на саммите G20 в 2014 г. Они призваны обеспечить противодействие коррупции, незаконному выводу капиталов и отмыванию денег

Хуже дело обстоит с такими позициями, как доступ к информации о трастах и конечных собственниках (закон требует от акционеров уведомлять компанию, если они выступают от имени третьих лиц, но информация о собственниках не проверяется в стране регистрации юрлица). Также отмечается, что Россия в интересах национальной безопасности может ограничить доступ к информации и не предоставлять помощь зарубежным партнерам.

«Мы стремимся к тому, чтобы наша антиотмывочная система была максимально эффективна», – сказала «Ведомостям» представитель Росфинмониторинга Ирина Иванова. Она напомнила, что буквально на днях Госдума приняла в первом чтении законопроект об идентификации конечных владельцев трастов.

С точки зрения правового регулирования в России действительно очень неплохо организован сбор информации о собственниках и бенефициарах, говорит партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Михаил Казанцев. Проблема в том, что большинство компаний структурированы через офшоры, а зарегистрированные компании не обязаны отчитываться о конечных выгодоприобретателях. В некоторых случаях (когда речь идет, например, о банках и таком механизме, как угроза отзыва лицензии) их удается заставить это делать, но не всегда. Но здесь уже баллы должны сниматься не с России, добавляет он.

В России создана правовая база, но фактически отсутствует правоприменение, констатирует замглавы Transparency International Елена Панфилова. По ее мнению, прогресс в этой области обусловлен совпадением внешнеполитической и внутриполитической повесток дня. Государство хочет больше знать о своих гражданах, в том числе и об их зарубежной собственности, но это скорее для внутреннего контроля, в то время как брисбенское соглашение преследует целью сделать невозможным сокрытие преступных доходов от общества, подчеркивает Панфилова.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more