Саммит «двадцатки» улучшил взаимопонимание России с Западом

Объединение усилий в борьбе с терроризмом все более реально, считает Владимир Путин
На церемонии «семейного фото» Путин оказался рядом с президентами Бразилии, Южной Кореи и премьером Индии
На церемонии «семейного фото» Путин оказался рядом с президентами Бразилии, Южной Кореи и премьером Индии / kremlin.ru

Саммит G20 в Турции начался для России с очередной демонстрации прохладного отношения западных лидеров к президенту Владимиру Путину и его политике на Украине и в Сирии. На церемонии «семейного фото» он оказался рядом с президентами Бразилии, Южной Кореи и премьером Индии, в то время как участники западной коалиции в Сирии – лидеры США, Германии, Турции, Великобритании и король Саудовской Аравии встали отдельно и активно что-то обсуждали. Однако теракты в Париже внесли серьезные правки как в программу саммита, так и в отношения между лидерами. Накануне Вашингтон и Москва сообщили, что отдельная встреча президента США Барака Обамы и Путина не планируется, хотя в Кремле не исключили встречу «на полях», которая в результате состоялась.

Акцент во время встреч с лидерами КНР, Турции, Германии, Италии и Великобритании был сделан на двусторонней повестке, но со всеми обсуждались вопросы борьбы с терроризмом и выхода из сирийского кризиса, сказал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Говоря о встрече с Обамой, он рассказал, что перелома в отношениях не произошло, но «есть понимание необходимости диалога».

По словам собеседника «Ведомостей», близкого к делегации одной из стран, переговоры шли сложно и стороны продолжают настаивать на своих позициях. В качестве одного из важных итогов он привел результаты встречи в Вене, прошедшей в выходные. Там проявились непримиримые позиции сторон, однако удалось договориться о начале составления списка террористических организаций, говорит собеседник: «Противоречия в этом вопросе есть даже между США и Турцией, вот и пускай они договариваются между собой, нежели чем требуют безоговорочного ухода Асада».

Новая Антанта

Президент Франции Франсуа Олланд заявил в понедельник в парламенте, что встретится с президентами России и США для обсуждения совместных усилий по борьбе с терроризмом и о необходимости «большой коалиции».

По окончании саммита Путин заявил журналистам, что тема терроризма из-за событий в Париже была одной из ключевых. По словам Путина, он привел коллегам данные о финансировании «Исламского государства» (ИГ, запрещена в России) физическими лицами из 40 стран, в том числе из некоторых стран G20. Показывал коллегам Путин и фото караванов с нефтью, которой торгует ИГ, они растянулись на десятки километров и «выглядят как трубопроводы». По его словам, Россия установила контакты с некоторыми подразделениями сирийской оппозиции и использует ее информацию для нанесения ударов по террористам. Путин напомнил о том, что Россия предложила вести совместную борьбу с ИГ во время Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, но США «в письменном виде направили ноту», где отклонили предложение Москвы. «Но ситуация развивается очень быстро, часто преподает нам уроки. Мне кажется, что сейчас все-таки осознание, что с ИГИЛом (раннее название ИГ. – «Ведомости») можно бороться только вместе, приходит ко всем», – заявил российский президент.

Заявления мировых лидеров на саммите о совместной борьбе с терроризмом пока не имеют практического значения, ведь страны «двадцатки» не могут выработать к нему единого подхода, считает профессор кафедры национальной безопасности РАНХиГС Евгений Никитенко. «На саммите звучали громкие заявления, участники добросовестно друг на друга смотрели, однако есть закономерности, которые обойти невозможно. Пока мировые игроки не могут даже договориться, кто такие и откуда эти террористы, до сих пор нет единого правового определения этого явления», – считает Никитенко.