Статья опубликована в № 4291 от 30.03.2017 под заголовком: Россия лишилась голоса в ЕСПЧ

Россия меняет уполномоченного в Страсбургском суде

Замминистра юстиции Георгий Матюшкин ушел по собственному желанию
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Президент Владимир Путин подписал указ об отставке уполномоченного России при Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) Георгия Матюшкина, в среду он был опубликован на портале правовой информации. Как рассказал «Ведомостям» сам Матюшкин, просьбу об отставке он подал по собственной инициативе в связи с состоянием здоровья. Кто станет его преемником, пока не известно. «В Минюсте длинная скамейка запасных, я уверен, что достойный кандидат найдется», – заверил Матюшкин.

Замминистра юстиции защищает интересы России в Страсбурге с 2008 г. До 2007 г. эту работу выполняла администрация президента, но впоследствии представительские функции были переданы в Минюст, который тогда возглавлял Владимир Устинов.

Уполномоченный России при ЕСПЧ – «расстрельная» должность, говорит главред Бюллетеня Европейского суда Юрий Берестнев (работал руководителем аппарата уполномоченного в Государственно-правовом управлении президента): работать приходится постоянно «на негативе», отбиваясь от чьих-то претензий. Он вспоминает, что свое хозяйство Матюшкин принял от Вероники Милинчук в довольно расстроенном состоянии: если в администрации работа с жалобами была налажена, то подчиненные Устинова с ней явно не справлялись. Дошло до того, что в течение нескольких месяцев российские власти вообще не реагировали на запросы ЕСПЧ. «И надо отдать должное новому уполномоченному: работу с судом он достаточно быстро отстроил. По крайней мере на процессуальные письма ЕСПЧ мы отвечаем», – говорит Берестнев. Российские власти также довольно активно используют такие инструменты, как мировое соглашение и односторонняя декларация: они позволяют не только экономить бюджет за счет снижения размера выплат (как правило, они ниже назначенных судом компенсаций), но и улучшить статистику. Суд в таком случае не выносит постановление, в котором констатирует наличие нарушения со стороны российских властей.

Весомый вклад

По данным ЕСПЧ, в прошлом году на долю России пришлась четвертая часть установленных нарушений Европейской конвенции по правам человека (222 из 829). Это почти вдвое больше, чем в 2015 г. (тогда суд вынес 116 решений против России). 153 случая – нарушения права на свободу и личную неприкосновенность.

По мнению Берестнева, в работе Матюшкина не хватало игры на опережение и публичности: он редко объяснял общественности позицию властей. Минюсту также не очень удаются так называемые меры общего характера, т. е. системные изменения, которые позволяют избежать повторения нарушений, но это объяснимо, признает эксперт: администрации президента с ее ресурсом такую работу проводить было проще. Сейчас работа Минюста сводится в основном к реакции заинтересованных ведомств, а этого явно недостаточно.

Россия – крупнейший поставщик жалоб в ЕСПЧ, напоминает юрист «Мемориала» Кирилл Коротеев: формально их число сокращается (за последний год – с 16 000 до 8000), но растет процент приемлемых жалоб в общей массе. Ключевая проблема в том, что факт признания нарушений не заставляет власти что-то менять, объясняет эксперт: Россию как наказывали 10 лет назад за плохие условия содержания под стражей, так и наказывают. Теоретически меры общего характера, которые должны предотвращать повторение нарушений, – часть работы уполномоченного. Но в российском суде можно выиграть дело только за счет того, что ты в погонах, говорит Коротеев: ничто не мотивирует органы власти к качественной работе в российских судах – в итоге они имеют результат, который очень трудно защищать в Страсбурге.

Читать ещё
Preloader more