Эксперты увидели в вызове Сечина в суд по делу Улюкаева политическую подоплеку

Допрос главного свидетеля в последний момент они считают нетипичным
Замоскворецкий суд Москвы, рассматривающий дело экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева (на фото), вызывает на допрос главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина/ Е. Разумный/ Ведомости

Замоскворецкий суд Москвы, рассматривающий дело экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева, вызывает на допрос главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина. Он станет последним свидетелем обвинения, допрошенным по этому делу: в среду прокуроры заявили, что завершили представление доказательств. Он также будет первым свидетелем обвинения, вызов которого публично обсуждался в суде. До сих пор прокуроры не считали нужным заранее оглашать, кого собираются допрашивать, – на их скрытность даже жаловались адвокаты Улюкаева.

Однако в среду прокурор Борис Непорожный вдруг спросил у судьи Ларисы Семеновой, вызывали ли в суд Сечина. Получив отрицательный ответ, он попросил направить тому повестку по рабочему адресу. Судья спросила, окажут ли ей содействие в явке свидетеля. Прокуроры ответили утвердительно, и ходатайство обвинения было удовлетворено. Адвокаты Улюкаева не возражали и даже очень удивились тому факту, что Сечина до сих пор еще не вызвали. Но если сторона обвинения закончила представлять доказательства, то в каком качестве будет допрошен Сечин, недоумевали они.

В «Роснефти» этот вопрос в среду не комментировали. «Получим повестку – будем говорить», – заявил журналистам представитель компании Михаил Леонтьев.

Деньги, сумка и ключ

В среду обвинение показало суду $2 млн, заявленных как переданная Улюкаеву взятка, и отдельно от денег – сумку, в которой они находились. Ключ от сумки, на котором, по версии обвинения, были оставленные Улюкаевым следы, показан не был.

Эксперты называют «нетипичной» ситуацию, когда допрос главного свидетеля откладывают на последний момент: обычно их вызывают в суд в той же очередности, в которой они идут по списку, приложенному к обвинительному заключению, объясняет партнер FMG Group Игорь Головко. А тот, как правило, составляется в том же порядке, в котором следователь ссылается на доказательства в обвинительном заключении. Если следовать этой логике, то Сечин, показания которого легли в основу всего дела, должен быть в самом начале списка. Гособвинение может не предупреждать заранее, кого вызывает, – такое ходатайство можно заявить как в процессе, так и через канцелярию. Возможно, по каким-то причинам приглашение на этот раз потребовалось сделать гласным, но без показаний Сечина суду не обойтись, уверен юрист.

Суд в среду также удовлетворил ходатайство защиты о вызове в суд в качестве свидетелей оперуполномоченного ФСБ Александра Калиниченко, замдиректора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Ивана Безменова, первого замминистра энергетики Алексея Текслера.

Суд стал одной из площадок для выяснения отношений между потенциальными участниками будущей «коалиции 2018 г.», констатирует политолог Михаил Виноградов, причем интенсивность обмена сигналами в преддверии выборов президента резко возросла. Решение о вызове Сечина на допрос явно принималось не в суде, согласен политолог Алексей Макаркин, и его основная цель – продемонстрировать отсутствие у Сечина ореола сверхчеловека. Причем не только элитам, но и самому Сечину: при существующем раскладе «человека № 2» в стране быть не может – вот основная суть этого послания, уверен политолог.