Турция недовольна сирийским наступлением в Идлибе

Но готова договариваться с Россией о разделе зон влияния
С начала января наступление правительственных войск на юго-востоке Идлиба идет быстрыми темпами/ George OURFALIAN / AFP

Турция выразила недовольство быстрым наступлением сирийской правительственной армии в самой густонаселенной зоне деэскалации «Идлиб» на своей границе. «Силы режима продвигаются вперед в Идлибе, Россия и Иран должны исполнить свои обязательства и остановить их», – заявил в среду министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу (цитата по агентству Anadolu). Он добавил, что турецкая армия начала размещать четвертый наблюдательный пункт в самом большом районе провинции Идлиб, находящемся под контролем умеренной сирийской оппозиции.

В ответ Минобороны России сообщило, что беспилотники, атаковавшие российские базы в ночь на 6 января, были запущены из юго-западной части зоны «Идлиб», контролируемой умеренной оппозицией. В связи с этим Минобороны направило письма начальнику генштаба и директору разведки Турции, указав на необходимость выполнения Анкарой взятых на себя обязательств по контролю за перемирием и «активизации работы по выставлению наблюдательных постов в зоне деэскалации «Идлиб» с целью пресечения подобных атак». Во вторник начальник Центра по примирению враждующих сторон Минобороны Юрий Евтушенко охарактеризовал нарушения режима прекращения огня в Идлибе как «отдельные немногочисленные случаи».

С начала января наступление правительственных войск на юго-востоке Идлиба идет быстрыми темпами, в среду они подошли к бывшей авиабазе Абу-эд-Духур и были близки к окружению большой территории, ранее подконтрольной оппозиции. Быстрое продвижение войск – во многом результат отвода сил оппозиции, не связанных с группировкой HTS (создана с участием запрещенной в России «Джебхат ан-Нусры»), говорит эксперт Института инновационного развития Антон Мардасов. Очевидно, что в рамках договоренностей в Астане идет раздел зоны «Идлиб» на части, в Анкаре понимают, что приграничный карман останется за оппозицией, поэтому турецкие военные рассредоточены вокруг курдского кантона Африн. Но сценарий разделения зон деэскалации, за стабильное функционирование которых высказываются все стороны, требует деликатного подхода и если Анкара и Москва готовы на компромиссы, то не ясно, насколько с такими компромиссами считаются в Дамаске и Тегеране, говорит Мардасов.

Одни группировки сейчас обвиняют другие в том, что те под давлением Турции не оказывают решительного сопротивления, но ослабление обороны боевиков в этом районе вызвано и другими причинами, считает автор публикаций о войне в Сирии и Ираке Юрий Лямин. Наступательные действия сирийской армии на стыке провинций Идлиб, Хама и Алеппо начались еще в октябре 2017 г., и уже тогда целью называлась авиабаза Абу-эд-Духур. Но наступление шло очень тяжело и перелома удалось добиться только к концу 2017 г., когда на север Хамы была переброшена значительная часть войск, высвободившихся после разгрома ИГИЛ (запрещено в России) на востоке Сирии, добавляет эксперт. Наступлению помогли удары ВВС Сирии и ВКС России, а также открытая местность, где было трудно закрепиться.