Владимир Путин сообщил о продолжении вывода войск из Сирии

Это произошло на фоне подготовки его встречи с президентом США
C учетом заявления российского президента в Сирии может оставаться порядка 15–20 самолетов и 5 вертолетов/ Olga Balashova/Russian Defense Ministry Press Service/AP

Выступая в четверг в Кремле на традиционном приеме в честь выпускников военных вузов, президент Владимир Путин напомнил, что вывод российских военнослужащих из Сирии начался еще в ходе его визита на авиабазу Хмеймим в декабре 2017 г. «Этот вывод продолжается и сейчас. Только за последние несколько дней выведены 13 самолетов, 14 вертолетов, 1140 человек личного состава», – сообщил президент, добавив, что полученный военнослужащими опыт следует в полной мере использовать для боевой подготовки.

Минобороны за последнюю неделю распространило несколько сообщений и видеосюжетов о выводе российских боевых самолетов и вертолетов из Сирии на места постоянной дислокации в России. 25 июня турецкие споттеры сфотографировали используемое для снабжения российской группировки в Сирии судно Sparta с техникой инженерных войск, следовавшее из Сирии. Однако в Минобороны не объясняли причин этих действий, а Путин в своем выступлении представил это как продолжение анонсированного в декабре вывода войск.

По словам Антона Лаврова, автора доклада американского исследовательского центра СNA о российской воздушной кампании в Сирии, с учетом заявления российского президента в Сирии может оставаться порядка 15–20 самолетов и 5 вертолетов – до очередного вывода авиации российская группировка насчитывала 30–35 самолетов и до 20 вертолетов. По мнению эксперта, вывод группировки может быть вызван изменением военной обстановки в Сирии, но частично его можно рассматривать и как жест на фоне поездки в Москву помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона и подготовки российско-американского саммита. Пика своей численности российская авиационная группировка в Сирии достигала дважды, напоминает Лавров: в начале 2016 г. после инцидента со сбитым турецкими ВВС российским бомбардировщиком Су-24 и в октябре – ноябре 2017 г., незадолго до третьего объявления Путина о выводе российских сил из Сирии.

Ранее The Wall Street Journal сообщила, что сирийские правительственные войска при поддержке российской авиации начали наступление на юге Сирии в провинции Дераа, нарушив тем самым соглашение 2017 г. о зоне деэскалации в этом районе на стыке границ Сирии, Израиля и Иордании. С точки зрения Минобороны России, ситуация выглядит иначе. 25 июня оно сообщило, что боевики группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России, ныне именует себя «Хайат Тахрир аш-Шам») атаковали населенные пункты в этой зоне деэскалации, ранее добровольно перешедшие под контроль правительства. О судьбе этой зоны несколько месяцев ведутся переговоры с участием России, Израиля и США и боевые действия там будут вестись осторожно, говорит человек, близкий к Минобороны. По словам редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, оставшихся в Сирии российских самолетов достаточно, если потребуется поддержать правительственные войска, а российские Cухопутные силы в этих действиях не участвуют.