Вашингтон усиливает военное присутствие в Саудовской Аравии

Но прямого вооруженного столкновения США с Ираном эксперты пока не ожидают
Вашингтон усиливает военное присутствие в Саудовской Аравии/ Hoshang Hashimi / AP

Иран призвал Запад не вмешиваться в обеспечение безопасности Персидского залива и Ормузского пролива и оставить эту задачу странам Ближневосточного региона. С таким заявлением выступил в воскресенье президент Исламской республики Хасан Роухани. Он также добавил, что готов «простить соседним странам их старые ошибки» и «протянуть руку помощи», поскольку «враги ислама и региона стремятся извлечь максимальную пользу из наших разногласий». Для улучшения координации между странами Залива Тегеран разработал новый проект по обеспечению безопасности региона, который, по словам Роухани, должен быть представлен на следующей неделе в рамках Генеральной ассамблеи ООН.

Выступление Роухани стало ответом на решение США об отправке дополнительных войск и вооружений в Саудовскую Аравию. В пятницу министр обороны США Марк Эспер объявил, что Пентагон намерен направить в королевство оборонительный контингент – преимущественно для отражения авиационного и ракетного нападения. Пока что речь идет о нескольких сотнях военных, но Пентагон не исключает возможности расширения контингента, если текущих мер будет недостаточно для «сдерживания иранской агрессии», добавил Эспер. Этим летом США уже отправили около 500 военных на базу ВВС имени принца Султана, которая находится в пустыне к востоку от Эр-Рияда, – впервые с момента вторжения в Ирак в 2003 г., напоминает издание The Military Times.

Поддержку Саудовской Аравии госсекретарь США Майк Помпео выразил еще в среду, когда представители двух стран встретились, чтобы обсудить нападение на саудовские нефтяные объекты. В ночь на 14 сентября предприятия Saudi Aramco подверглись атаке дронов, после чего Эр-Рияд сократил добычу нефти более чем вдвое – на 5,7 млн барр. в сутки. Ответственность за атаку взяли на себя йеменские повстанцы-хуситы, однако США и Саудовская Аравия усомнились в их причастности и обвинили в случившемся Иран. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр заявил, что в случае доказательства участия Тегерана в атаках Эр-Рияд расценит это как военные действия. В интервью CNN он объяснил, что саудовские власти возложили вину на Иран, потому что беспилотники и ракеты, использованные при нападении, были иранского производства. Тегеран отвергает все обвинения и настаивает, что не хочет войны, но уничтожит любого, кто попытается на него напасть.

У Саудовской Аравии есть несколько американских противовоздушных комплексов Patriot, напоминает Associated Press (AP), но средства ПВО не смогли остановить ни одну из ракет. «Эта атака была такого масштаба, с которым мы прежде просто не сталкивались», – пояснил Помпео, добавив, что в таком случае «даже лучшие средства ПВО могут подвести». Кроме того, неизвестно, расположены ли комплексы Patriot вблизи атакованных нефтяных объектов, отмечает AP. Тем не менее после атаки президент России Владимир Путин предложил королевству приобрести российские комплексы C-300 или C-400.

Между тем в воскресенье появилась информация, что Иран готовится нанести новые удары по целям в Саудовской Аравии. Об этом лидеры хуситов предупредили иностранных дипломатов, пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники. Представитель хуситов Мохаммед Абдул Салам опроверг распространение какого-либо предупреждения о потенциальных иранских атаках. WSJ объясняет утечку разногласиями, которые возникли между лидерами хуситов.

Помимо размещения войск в Саудовской Аравии Вашингтон продолжает усиливать экономическое давление на Иран: в пятницу президент США Дональд Трамп объявил о введении новых антииранских санкций, «самых серьезных из всех, что когда-либо вводились против этой страны». Под ограничения попали центральный банк и Национальный фонд развития Ирана, а также компания Etemad Tejarate Pars Co. США хотят полностью использовать возможности дипломатии, заверил в воскресенье Помпео: «Но если мы перестанем верить в свою способность убедить иранский режим вести себя так, как мы просим, вести себя как нормальное государство, то весь мир, включая иранский режим, знает о военной мощи Америки».

В США, несмотря на долгую историю напряженных отношений с Ираном, подавляющее большинство не хочет войны, полагают военные аналитики The National Interest. Идея военного противостояния не пользуется поддержкой у населения, включая сторонников и демократов, и республиканцев, уточняет издание со ссылкой на опросы. Кроме того, этого не хочет большая часть военного руководства и сам президент, а главный ястреб, бывший советник президента по национальной безопасности Джон Болтон, недавно ушел со сцены. Наконец, война не является целью Ирана, уверены эксперты, он лишь хочет усилить свои переговорные позиции, продемонстрировав США цену возможного военного противостояния.

Нынешний этап конфликта – это новый уровень эскалации противостояния, считает руководитель центра «Европа – Ближний Восток» Института Европы РАН Александр Шумилин: «Хотя Трампу очень не хочется вступать в полномасштабную войну, на этом направлении со стороны США было сделано уже многое и исключать такой сценарий нельзя. Ирану же выгодно усиление давления со стороны США, поскольку это легитимирует его ответные действия против злого Запада, который лишает Иран средств к существованию». Однако более вероятна гибридная или прокси-война, т. е. если до военных действий и дойдет, то они будут вестись на территории третьих стран, полагает эксперт.