Почему Европейский совет возглавил мастер компромисса

И чем новый председатель совета Шарль Мишель не похож своего предшественника Дональда Туска
Шарль Мишель, председатель Европейского совета/ AFP

У ЕС с декабря новый президент – так принято называть председателя Европейского совета. Шарль Мишель – человек, известный своей лысиной, бородой и очками, шутит Deutsche Welle. Но не только этим. Дональд Туск не стеснялся публично и резко выражать недовольство членами Евросоюза, пишет Financial Times (FT). Например, в октябре он раскритиковал неспособность европейцев договориться между собой и начать переговоры о вступлении в ЕС Албании и Северной Македонии. Еще жестче он высказался о Великобритании: мол, для «брекзитеров» вроде Бориса Джонсона подготовлено особое место в аду. А теперь на смену Туску приходит мастер компромисса – иные в бельгийской политике не выживают.

Сколько сортов пива в Евросоюзе

Бельгия – очень сложно устроенное федеративное государство, в котором уживаются не похожие друг на друга и некогда яростно конфликтовавшие группы. В стране с населением меньше, чем в Москве, – около 11 млн человек – три официальных языка: нидерландский, на котором говорит более половины жителей, французский – почти все остальные – и немецкий, который использует небольшое сообщество на востоке страны. Конституция требует, чтобы половина министров представляла нидерландоязычное население, половина – франкоязычное. Помножим это на разнообразие партий и то, что редко кому из них удается получить подавляющее большинство на выборах.

Понятно, что премьер-министру – а именно на этом посту Мишель работал последнее время – приходится проявлять чудеса дипломатии и создавать сложнейшие коалиции. Правительство могут сформировать и две партии – лидеры выборов, но часто их четыре, а порой и восемь. Периодически сложности с договоренностями приводят к тому, что страна живет без правительства. Последний рекорд был установлен в 2011 г.: 589 дней политики не могли договориться о формировании кабинета. В стране работал временный кабинет с урезанными полномочиями – он занимается текущими делами или же вопросами, решение которых просто невозможно отложить.

Следующие выборы прошли в мае 2014 г., а правительство у страны появилось только в октябре. Премьером стал Мишель, приложивший немало сил, чтобы уговорить политических врагов действовать сообща. Кстати, с декабря прошлого года Бельгия снова живет без правительства.

«Европа – непростое место для политики, поиска компромисса и действий, – рассуждал Мишель в ноябре. – Но я родом из Бельгии, страны с шестью правительствами (у каждого региона и языкового сообщества. – «Ведомости»), семью парламентами, тремя официальными языками и тысячей с лишним сортов пива. По всей Европе в Европейском парламенте восемь политических групп, 24 официальных языка и 50 000 различных сортов пива. На новой работе я чувствую себя как дома» (цитата по Politico).

Предвыборная кампания в Smart

Мишель родился 21 декабря 1975 г. в регионе Валлония, где говорят в основном на французском. Политика у него в крови. Его отец Луи – бывший министр иностранных дел и еврокомиссар, а еще основатель партии «Реформаторское движение» (Mouvement Réformateur, MR). Шарль с детских лет сопровождал отца в предвыборных кампаниях, развешивал плакаты отцовской партии, раздавал листовки, а в 12 лет впервые выступил с речью на публике. Как только ему стукнуло 16, он вступил в отцовскую партию и возглавил ее молодежное крыло «Молодые реформаторы-либералы Жодуани». В 18 лет он успешно участвовал в выборах совета провинции Валлонский Брабант.

В те годы Мишель мечтал стать юристом. Он учился на юрфаке Брюссельского свободного университета и в Амстердамском университете. Мишель свободно говорит на голландском, что редкость среди франкофонских политиков, а еще отлично изъясняется на английском. Его любимая история студенческих лет: в Голландии он купил подержанный велосипед, который почти тут же украли; он купил еще один и обнаружил, что это тот, который был у него украден.

Но где бы ни был Мишель, в Брюсселе или Амстердаме, он исправно ездил на каждое заседание совета Валлонского Брабанта. Адвокатом он отработал всего год и решил, что его призвание все-таки политика. В 1999 г. они с отцом сели в Smart и поехали по стране с избирательной кампанией. Щуплый сын и солидный отец в крохотном автомобиле выглядели комическим дуэтом, писали СМИ. Так Мишель стал депутатом палаты представителей Бельгии. А в следующем году 25-летний Шарль сделался и министром внутренних дел в правительстве Валлонии (не путать с федеральным правительством) – самым молодым региональным министром в истории страны. Опыт работы в федеральном правительстве он получил в 2007 г.: четыре года проработал министром развития и сотрудничества. Должность-то так себе, второстепенная, отмечает телеканал France 24. Зато Мишель сумел наладить неплохие связи в ЕС, с которым работал по долгу службы, парирует The Irish Times.

Еще стоит упомянуть, что с 2006 г. Мишель, уже будучи министром региона, был избран мэром г. Вавра (Валлонский Брабант) в 30 км от Брюсселя и с удовольствием участвовал в съемке рэпа, рекламирующего город для туристов.

Из Брюсселя в Брюссель

До 2009 г. Европейский совет возглавлял лидер государства, которое председательствовало в совете Евросоюза. Он менялся каждые шесть месяцев. Затем вступил в силу Лиссабонский договор, и этот пост отдали отдельному чиновнику – на два с половиной года с возможностью второго срока. Председатель избирается квалифицированным большинством совета Евросоюза, и одна из основных его задач – находить компромисс между разными странами. Первым этот пост занял бельгиец Херман Ван Ромпёй, его сменил поляк Дональд Туск. Оба проработали два срока. Штаб-квартира совета расположена в Брюсселе. Так что Мишелю не пришлось далеко уезжать от своей супруги Амели Дербаудренгьен, двух их дочерей и 15-летнего сына (от прежних отношений), любимых теннисных кортов и мотоциклетных треков.

Высшая форма мазохизма

Правительство Мишеля больше всего запомнилось бельгийцам жесткой экономией. Протестуя против нее, в декабре 2015 г. бывшие активистки Femen облили Мишеля майонезом и забросали фритами – это бельгийский вариант картошки-фри с ломтиками крупнее обычных. Мишель обернул инцидент в свою пользу: сохранил спокойствие и даже пошутил, быстро переоделся и как ни в чем не бывало продолжил мероприятие (дело было на встрече с местными предпринимателями). Три отличительные черты Мишеля – хладнокровие, трудолюбие и стратегическое мышление, отмечает Politico. Писать заявление в полицию Мишель не стал. Вместо этого посетил музей фритов в Брюгге и подарил ему свою фотографию с автографом.

Инциденту было посвящено немало шаржей, представленных на открывшейся вскоре выставке карикатур, высмеивающих Мишеля. Премьер-министр зашел и на эту выставку, о чем подробно отчитался в Twitter, назвав свой поступок «высшей формой мазохизма».

Хладнокровие, юмор и дипломатия пригодятся ему уже в конце следующей недели, когда 12–13 декабря пройдет саммит ЕС. Его главными темами должны стать Brexit, борьба с изменением климата и бюджет ЕС на 2021–2027 гг. Из-за выхода Великобритании из ЕС расклад сил в союзе меняется, Мишелю придется приводить к компромиссу новых игроков. Например, образованный в прошлом году политический блок Дании, Балтии, Финляндии, Нидерландов, Швеции, Ирландии, прозванный «Ганзой 2.0», не удовлетворен общим бюджетом ЕС.

Еще одна проблема – недовольство Вышеградской группы (Чехия, Венгрия, Польша и Словакия) политикой в отношении мигрантов. Мишель, кстати, был одним из первых лидеров ЕС, который предположил, что ЕС станет со временем «двухуровневым» союзом. Вместо единой общеевропейской политики может быть две линии поведения, например, какие-то из стран ЕС смогут не принимать беженцев, однако уменьшится их влияние при определении политики в этой сфере.

Мишеля сильно беспокоит разобщенность ЕС. Великобритания все больше тяготеет к США, Трамп действует в одностороннем порядке и баламутит экономику, развязывая торговую войну с Китаем, – в таких условиях ЕС просто обязан научиться лучше продвигать свои интересы, сказал он в недавнем интервью FT: «Мы никогда не будем агрессивными или кого-то оскорблять, но мы должны быть более уверенными в себе». В пример он привел бессилие ЕС, не сумевшего отреагировать на недавние события в Сирии, где Турция заняла освобожденные американцами территории: «Нас там не было. Европы там не было. И мне очень жаль». И впрямь: уже который раз ЕС демонстрирует свою недееспособность как игрока в международной политике, поскольку отдельные его члены проводят собственную внешнюю политику, подтверждает издание.

Эмманюэль Макрон тоже недавно предупреждал, что Европе пора или вести себя как глобальному игроку, или исчезнуть. Мишеля причисляют к союзникам французского президента. Кроме того, еще будучи премьер-министром, Мишель сформировал со своими коллегами из Люксембурга и Нидерландов союз трех либеральных лидеров Бенилюкса, выступающих единым фронтом. Ему предстоит объединить еще многих лидеров Европы, но, похоже, это Мишелю по силам. Недаром The Irish Times называет его «хладнокровным и эффективным посредником».

Коалиция камикадзе

Луи Мишель многому научил сына, но тот отнюдь не «Луи-младший», а самостоятельно сделавший себя политик, уверяет Politico. У них совершенно разный стиль и темперамент. В отличие от отца, Шарль сдержан до робости. Одна из немногих общих черт – охота к общению с людьми. «Это единственные известные мне политики, которые отвечают на звонки с неизвестного номера, – говорила одна из бельгийских депутатов. – Обычно политики имеют ответы на все вопросы, но сами ничего не спрашивают. А Мишель задаст 1001 вопрос».

Прорывом для Мишеля стал 2011 год. Основанная его отцом партия MR проигрывала выборы за выборами. Ее лидером был тогда Дидье Рейндерс. Недовольные им партийцы образовали группу «Ренессанс». Название весьма символичное, но речь не о возрождении партии – просто первая встреча мятежников прошла в отеле Renaissance Brussels.

После ожесточенной борьбы Рейндерса скинули. Однако никто из тяжеловесов-оппозиционеров, здраво оценив свои шансы, не рискнул заявить претензии на лидерство. В итоге в январе 2011 г. главой партии был избран Шарль Мишель – как компромиссная фигура и известный миротворец.

Уже в 2012 г. он отбил у социалистов Валлонию. На общенациональных выборах 2014 г. его партия оказалась третьей. К счастью для Мишеля, лидеры – фламандские националисты из N-VA и социалисты – так и не смогли договориться между собой и сформировать коалиционное правительство. Устав ждать, король перепоручил это дело следующим по популярности партиям – Реформаторскому движению и Христианским демократам и фламандцам (CD&V). Сначала Мишель договорился с CD&V, что он станет премьер-министром, а представитель CD&V, бывшая лидер партии Марианн Тиссен – еврокомиссаром. Затем Мишель собрал коалиционное правительство из четырех партий, которое немедленно прозвали «Коалицией камикадзе». Уж слишком невероятным казалось, что одна франкофонская и три фламандские партии смогут ужиться вместе. К тому же были раздосадованы сторонники MR – они называли союз Мишеля с N-VA госизменой или, на худой конец, «лингвистическим предательством».

Хрупкой коалиции давали от силы несколько месяцев жизни. А продержалась она четыре года, хотя Мишелю не раз приходилось чуть ли не силой разнимать сцепившихся между собой государственных мужей, пишет Politico. Подкосил ее вопрос мигрантов.

N-VA отказалась поддержать пакт о миграции ООН и вышла из коалиции в декабре 2018 г. Не дожидаясь вотума недоверия правительству, Мишель подал в отставку. Внеочередные выборы решили не проводить, так что Мишель исполнял обязанности премьер-министра до выборов в мае. А так как их победители до сих пор не могут договориться о коалиционном кабинете, то Мишель занимал кабинет премьера до 27 октября, когда настало время готовиться к вступлению в должность президента ЕС.