Срыв московских переговоров о перемирии в Ливии может помешать конференции в Берлине

Фельдмаршалу Халифе Хафтару потребовались консультации
Командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время переговоров/ REUTERS

Во вторник командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифа Хафтар, участвовавший накануне в межливийских переговорах при посредничестве России и Турции, покинул Москву без подписания с правительством национального согласия (ПНС) соглашения о прекращении боевых действий в Ливии. В связи с этим президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что вооруженные силы страны готовы оказать вооруженную поддержку ПНС во главе с Файезом Сарраджем, если «путчист Хафтар продолжит действовать против законного ливийского правительства и наших братьев». «Мы не раздумывая преподадим ему урок, который он заслуживает», – пригрозил Эрдоган. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя итоги переговоров, пообещал, что Москва и Анкара продолжат усилия по установлению мира в Ливии. А в Минобороны России добавили, что командующий ЛНА положительно воспринял итоговое заявление, но перед его подписанием взял двое суток для обсуждения документа с лидерами поддерживающих ЛНА племен.

По словам человека, близкого к Минобороны России, в Москве и Саррадж, и Хафтар подтвердили свои намерения по установлению бессрочного перемирия – это дает надежду на то, что берлинская конференция по Ливии, намеченная на 19 января, все же состоится. Как сообщила канцлер Германии Ангела Меркель, на мероприятие приглашены Саррадж, Хафтар, представители США, России, Великобритании, Турции, Египта, ООН и ЕС.

Главным препятствием для подписания документа в Москве стало то, что Хафтар во время переговоров настаивал на необходимости беспрепятственного ввода своих подразделений в подконтрольный ПНС Триполи и категорически отказывался отводить войска ЛНА с территорий, занятых ими в ходе наступления на столицу Ливии, начатого в апреле 2019 г., говорит собеседник «Ведомостей». Сейчас мяч на стороне Хафтара, считает он: понятно, что маршал воспринимает любые слова о необходимости отвода войск даже от Триполи как личное поражение, но если силы ЛНА проявят хотя бы малейшую активность, то Саррадж вновь обратится за военной поддержкой к Эрдогану. Такое развитие событий чревато ростом напряженности в регионе и фактическим обнулением договоренностей о прекращении огня, достигнутых 8 января президентами России и Турции, опасается дипломатический источник «Ведомостей». Поэтому два дня Хафтару выделено не столько для обсуждения документа с поддерживающими ЛНА племенами, сколько на консультации со своими соратниками из командования ЛНА и поддерживающими Хафтара арабскими странами.

Посредничество России и Турции в урегулировании гражданской войны в Ливии пока безрезультатно, констатирует немецкий Der Spiegel, но все-таки «автократы Путин и Эрдоган» остаются главными игроками в этом конфликте: «Европейцы же, скованные среди прочего разногласиями между Римом и Парижем, долго бездействовали». Исход конференции в Берлине зависит от следующего шага Хафтара, и перемена ситуации «на земле» может отбросить назад дипломатические усилия России и Турции, приводит Al Jazeera слова директора катарского отделения Brookings Institution Тарифа Юсефа.

Не ясно, почему Хафтар не подписал соглашение, хотя специально для этого приехал в Москву, согласен редактор политического отдела Frankfurter Allgemeine Zeitung Райнер Херманн: «Возможно, он сделал это под давлением других поддерживающих его игроков – ОАЭ и Египта». Отказ от прекращения огня практически исключает возможность политического урегулирования в ходе предстоящей конференции в Берлине, полагает Херманн. Решение Хафтара снова продемонстрировало, что соглашения, которые более крупные региональные и глобальные игроки навязывают Ливии, крайне редко достигаются и соблюдаются, напоминает аналитик BBC News Рана Джавад. По ее мнению, Хафтар, очевидно, рассчитывает на помощь других союзников помимо России, однако, бросив недовольного Путина в последний момент, он, возможно, переоценил свои силы.