Голосование по поправкам в Конституцию выведено из-под действия закона о госзакупках

Это «чрезвычайная акция», повторять которую власти не собираются, считает эксперт
Госдума приняла во вторник во втором чтении законопроект, выводящий из-под закона о госзакупках общероссийское голосование по изменению Конституции /Максим Стулов / Ведомости

Госдума приняла во вторник во втором чтении законопроект, выводящий из-под закона о госзакупках общероссийское голосование по изменению Конституции. Эти поправки были внесены в технический законопроект парламента Кабардино-Балкарии, разработанный совсем с другой целью: авторы предлагали исключить из ряда выборных законов ссылки на устаревшую норму. В третьем чтении законопроект будет принят в четверг.

Ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин критиковал комитет по контролю и регламенту за то, что в один законопроект вносятся поправки, касающиеся совершенно других норм: «Если мы говорим об одном, а на самом деле принимаем другое, возмущению не будет предела». Понятия «общероссийское голосование» в действующем законодательстве еще нет, оно будет введено только второй статьей закона о поправке в Конституцию.

Поправки, касающиеся голосования по Конституции, были предложены ко второму чтению членом комитета по регламенту Дмитрием Ламейкиным. Они предполагают, что на общероссийское голосование не будет распространяться закон о госзакупках. Сейчас этот документ не распространяется на закупку товаров и услуг Центризбиркомом и региональными избиркомами при проведении федеральных выборов, выведены из-под него и другие уровни избирательных комиссий. Теперь при организации общероссийского голосования регионы будут использовать закупку у единственного поставщика. Региональные и муниципальные власти могут выделять из своих бюджетов деньги на подготовку голосования и информирование граждан о нем. Если в региональные законы о бюджете будут вноситься поправки, то губернаторы должны не позднее чем за 30 дней до голосования проинформировать об этом Минфин. При этом в законопроекте указано, что вводимые нормы применяются до 30 июня 2020 г.

Отвечать за проведение голосования по Конституции будет ЦИК. Сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок Павел Крашенинников пояснил «Ведомостям», что подобные технические поправки в отдельные законопроекты, касающиеся общероссийского голосования, могут появиться еще: «Сама терминология уже появилась – этот законопроект принят во втором чтении, а законопроект о поправке в Конституцию принят в первом чтении».

Сами по себе такие поправки логичны – закупки участковых и территориальных избиркомов и так выведены из-под действия закона о госзакупках, говорит член совета движения «Голос» Станислав Андрейчук: «Однако это касалось только трат, связанных с проведением выборов и референдумов. А поскольку никакого «общероссийского голосования» в законе нет, то они практически не могут сейчас ничего закупать. Но и с нынешним законопроектом есть проблема: термин «общероссийское голосование» появляется вместе с ним, а вот его определения до сих пор нет, так как закон о самом голосовании пока не принят. То есть законодатели вводят непонятную новую сущность, которая никак не сформулирована». Кроме того, депутаты делают это одноразово, поскольку предлагаемые поправки предполагают, что их действие закончится 30 июня 2020 г., отмечает эксперт: «Фактически нам говорят, что больше никакого общероссийского голосования власть в будущем проводить не собирается – это разовая ситуативная и чрезвычайная акция». Именно из-за этой «чрезвычайщины» сами поправки вносятся в законопроект, который их не предполагал, считает Андрейчук: «Очевидно, что из-за аврала, в котором готовится вся процедура, была допущена масса ошибок. Многие вещи оказались не учтены, в том числе и вопрос госрасходов на эту процедуру. А вносить их отдельным законопроектом администраторы не успевают, поэтому и был выбран посторонний законопроект».