Новые партийные проекты примут участие в осенних выборах

Некоторые их списки получили отказы из-за противодействия региональных элит
Писатель Захар Прилепин во время учредительного съезда политической партии «За правду»/ ТАСС

Четыре новых партийных проекта, созданных при поддержке администрации президента, станут активными участниками осенних выборов. Списки партии Захара Прилепина «За правду» были выдвинуты на выборы заксобраний в восьми регионах (Белгородская, Воронежская, Калужская, Костромская, Магаданская, Новосибирская, Рязанская, Челябинская области) и везде были зарегистрированы. «Всего партия выдвинула на выборы более 400 человек. Списки везде возглавляет Прилепин. Мы рассчитываем сформировать фракции в 4–5 заксобраниях, а также в гордуме Тамбова», – говорит секретарь ЦК партии «За правду» Николай Новичков.

У партии «Новые люди» зарегистрированы списки кандидатов на выборы в заксобрания в Новосибирской, Рязанской, Калужской, Костромской областях. При этом одномандатникам от партии в основном отказывали в регистрации – так, в Рязанской области зарегистрировали одного кандидата, а 13 кандидатам отказали. Отказ партия получила в регистрации на выборы в заксобрание Воронежской области и в гордуму Воронежа, а также на выборах в заксобрание Белгородской области. Всего от партии на выборах разного уровня в этом году выдвигалось 598 кандидатов, зарегистрировано 452 человека. Собеседник в пресс-службе не исключил, что в Воронежской и Белгородской областях «местные активисты, которые идут на выборы от «Новых людей», попали в стоп-листы у местных чиновников, но подтверждений у нас нет».

У Партии прямой демократии зарегистрировано три списка на выборы в заксобрания – в Калужской, Рязанской, Воронежской областях, отказ партия получила в Новосибирской области. Всего партия выдвинула более 200 кандидатов, сказал «Ведомостям» пресс-секретарь партии Тимофей Шевяков.

У партии «Зеленая альтернатива» на выборы зарегистрировано более 100 кандидатов, из них 80 человек на выборах в заксобрания Челябинской области и Коми, рассказывает председатель партии Руслан Хвостов.

В единый день голосования 13 сентября пройдут выборы депутатов 11 заксобраний и выборы 22 гордум административных центров, а также прямые выборы губернаторов 18 регионов. Собеседники «Ведомостей» в администрации президента и близкие к ней говорили, что создание этих партий одобрено Кремлем. Ранее «Ведомости» писали, что Кремль хочет протестировать малые партии на осенних выборах в 2020 г.

Собеседник «Ведомостей», близкий к Кремлю, говорит, что позиционирование малых партий за последние месяцы изменилось: «Новые люди», к примеру, должны были стать как «навальнисты», выступать со схожей риторикой. По факту же оказались на поляне «Единой России». Партию «За правду» кидает из стороны в сторону. Это должен был быть патриотический проект, но в итоге у них в разных регионах местная повестка – от экологии до дорог. Правда, «Зеленая альтернатива», направленная на экологическую повестку, выдвинулась в регионах, где есть экологические проблемы. Партия прямой демократии особо себя пока не проявляет». Отказ в регистрации некоторых списков он объясняет конфликтами с региональными властями: «Новые партии приходят в регионы, опираются на каких-то условных политических аутсайдеров, которые сейчас не во власти. В итоге региональные политадминистраторы вспоминают старые конфликты с этими людьми и говорят, что к самим проектам относятся нормально, а вот к людям, которые там появились из региона, – нет».

Всего на выборы в заксобрания этого года было выдвинуто 125 списков, 20 из них – списки новых партий, говорит политолог Александр Кынев: «У «Новых людей» были отказы в регистрации списков в Воронежской и Белгородской областях, у Партии прямой демократии – в Новосибирской области. Кроме того, у «Новых людей» довольно много отказов в регистрации кандидатов по округам. На местах ситуация разная, энтузиазма у региональных элит по отношению к ним нет». В регионах существуют собственные расклады, поэтому есть опасения, что новые партии могут снизить процент согласованных местными чиновниками кандидатов, полагает Кынев: «Могут быть опасения, что новые проекты привлекут новых избирателей, что повредит общей задумке кампаний, например рассчитанных на низкую явку».

Пока все это выглядит как эксперимент, при этом видно, что у партий стоит задача привлечь новых людей, добавляет Кынев: «С одной стороны, за этими людьми может прийти новый избиратель, но с другой – у новых кандидатов нет опыта в политике. На региональных выборах обычно низкая явка, при которой мобилизуются сторонники, а они есть у тех, кто в политике давно. Поэтому в таких условиях неофитам будет сложно. Хотя были случаи, когда списки неизвестных кандидатов проходили, если была мощная кампания». Новые партийные проекты согласованы на федеральном уровне, но пока они живут своей жизнью и нельзя сказать, что им оказывают большую административную помощь, рассуждает Кынев: «У партий были проблемы с регистрацией одномандатников, а на выборах часто избирателей мобилизуют кандидаты по округам. Поэтому, если проекты захотят развиваться, им нужно будет переходить от поиска неофитов к привлечению известных людей, поскольку политика у нас персонифицирована».