Избирательное законодательство к осенним выборам сильно изменилось

Главное – трехдневное голосование, ужесточение сбора подписей и снижение возможностей контроля
Андрей Гордеев / Ведомости

Осенние выборы пройдут в соответствии с радикально измененным избирательным законодательством. Эксперты считают, что этим выборам предстоит худшее законодательное регулирование за последние 25 лет. Об этом говорится в аналитическом докладе «Голоса» о правовых особенностях выборов 13 сентября 2020 г., подготовленном политологами Александром Кыневым и Аркадием Любаревым. Особенностями этой избирательной кампании эксперты называют то, что она проходит после принятия поправок к Конституции и введения эпидемиологических ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией.

Все ключевые предложения экспертов по смягчению барьеров для кандидатов, повышению прозрачности избирательного процесса, которые были выработаны в последние годы, фактически отброшены в сторону, говорится в докладе. В пример эксперты приводят многочисленные изменения, которые были внесены накануне старта избирательной кампании и уже после ее начала. Так, был расширен перечень оснований для лишения граждан права участвовать в выборах – среди этих оснований около полусотни составов Уголовного кодекса. При сборе подписей за кандидатов был снижен минимальный порог числа недостоверных подписей, что приведет к еще большему числу отказов в регистрации на выборах, считают авторы доклада. Хотя после протестов 2019 г., когда многие независимые кандидаты не были допущены к выборам в Мосгордуму, эксперты и сами кандидаты требовали повысить прозрачность проверки подписей. Была реализована лишь одна предложенная экспертами мера – сбор подписей через «Госуслуги». Однако это предложение сейчас реализовано лишь в трех регионах – на выборах в заксобрание Челябинской области можно собирать таким образом до 50% от необходимого числа подписей, а в Чувашии и Пермском крае на выборах губернатора – не более 25%.

Также в законодательство внесены поправки, которые снижают возможность контроля за выборами, вроде дистанционного голосования или многодневного досрочного голосования, открытым сделан перечень оснований для надомного голосования. При этом ни в одном регионе не был снижен размер муниципального фильтра, несмотря на многие годы обсуждения этой проблемы. Минимальный фильтр на уровне 5% действует только в четырех регионах из 18, где осенью предстоят выборы, а в четырех таких регионах фильтр установлен на максимально возможном уровне – 10%.

Из 10 регионов, где федеральным центром была произведена замена губернаторов до истечения сроков их полномочий, в шести на 2020 г. уже планировались выборы глав регионов. Однако из этих шести случаев в двух – в Иркутской области и Камчатском крае – выборы официально были назначены как досрочные, хотя фактически они плановые. В Иркутской области это привело к тому, что на выборы не может выдвигаться экс-губернатор Сергей Левченко. В 2019 г. в подобной ситуации все выборы считались плановыми. Также эксперты в докладе обращают внимание на произвольные размеры расходования избирательных средств фондов в региональных законах, в итоге этот параметр может отличаться в десятки раз. Так, на выборах губернаторов самым высоким (315 руб. на избирателя) этот показатель оказался в Севастополе, самым низким – в Краснодарском крае (23,9 руб.).

По данным ЦИК России по состоянию на 22 июля, на 13 сентября 2020 г. назначено 8970 кампаний выборов и референдумов. В частности, проходят 18 прямых губернаторских выборов, дополнительные выборы депутатов Госдумы по четырем одномандатным округам, выборы 11 заксобраний и 22 гордум административных центров регионов. Как и ранее, в большинстве регионов последняя редакция закона, регулирующего выборы, принята менее чем за месяц до их назначения. Это произошло в 29 из 52 крупных кампаний (56%).

«Одна из причин таких изменений избирательного законодательства – это отсутствие сопротивления. Общественное внимание было отвлечено коронавирусом. И если в других условиях был бы скандал и могли бы отыграть, то сейчас людей мало волновало, что происходит. Власть же всегда расширяет свои запросы, если общество не сопротивляется», – считает Кынев. Еще одна причина, по его мнению, – это внутренние страхи представителей власти, рост неуверенности в результатах и попытки создать новые запреты и возможности для корректировки результатов, поскольку есть потенциальный рост протеста, говорит эксперт: «Вряд ли это касается того, что через год выборы в Госдуму, поскольку изменения затронут все уровни выборов».

Сложно сказать, что стало причиной для подобных изменений в избирательном законодательстве, говорит политтехнолог Григорий Казанков: «Например, если взять историю с трехдневным голосованием, то нужно смотреть, как это будет работать на выборах: за три дня не только власть может привести своего избирателя, но и оппозиция. Вынужденным образом такое голосование опробовали на голосовании по поправкам в Конституцию, и, видимо, эта история понравилась тем, кто принимает решения». Что касается подписей в поддержку кандидатов, то тут вопрос в том, как их проверяют, потому что при желании всегда можно найти число недействительных подписей больше допустимого, говорит Казанков. С легитимностью результатов выборов и так есть проблемы, а признание обществом результатов важно, поскольку «иначе мы везде увидим глобальный Хабаровск – когда люди будут выходить на протесты, чтобы защитить свое волеизъявление», говорит Казанков: «Возможно, такие изменения отчасти и связаны с опасением властей за результаты выборов. Но если власть проигрывает выборы, то она их проигрывает, каким бы ни было избирательное законодательство».