Для каждого типа иноагентов придумали свою уголовную ответственность

Депутаты и сенаторы предложили ужесточить УК
Для каждого типа иноагентов придумали свою уголовную ответственность /PhotoXPress

Поправки, которые увеличивают санкции за нарушение законодательства об иноагентах – до пяти лет лишения свободы – внесла 11 декабря группа депутатов и сенаторов. Фактически они предложили новую редакцию ст. 330.1 УК, которая не менялась с момента ее появления в 2012 г. Тогда в России было введено лишь одно понятие: некоммерческой организации (НКО), выполняющей функции иностранного агента (т. е. получающей деньги из-за рубежа и участвующей в политической деятельности). В УК ввели ст. 330.1, предусматривающую санкции за «злостное уклонение от исполнения обязанностей» такой НКО-иноагента, в частности за отказ от предоставления Минюсту документов, «необходимых для включения в реестр НКО, выполняющих функции иноагентов». Максимальное наказание – до двух лет лишения свободы.

Новые поправки в УК учитывают появление новых разновидностей иностранных агентов в российском законодательстве. В частности, уголовную ответственность предлагается ввести за «злостное уклонение» от предоставления документов, необходимых для включения в реестр иноагентов, если речь идет о незарегистрированной НКО (до двух лет лишения свободы). Аналогичные санкции будут введены для «иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов» (среди них десяток изданий, включая «Голос Америки» и Радио «Свобода»), уголовная ответственность будет наступать только после того, как к ним применили административные санкции по ст. 19.34.1 КоАПа.

Физлиц, которые не попали в реестр иностранных агентов, предложено штрафовать на сумму до 300 000 руб. или сажать на срок до пяти лет. Это коснется граждан, которые уже были ранее подвергнуты административному наказанию по ст. 19.7.1 КоАПа – непредоставление в госорганы сведений о своей работе. Еще одна категория лиц, подпадающих под такие санкции, – физлица, которые не являются физлицами-иноагентами, но все равно осуществляют в интересах иностранного государства, организации или граждан «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности» России, получение которых «может быть» использовано против безопасности России.

«Вы говорите: «Они же будут заниматься, чем хотят». Да, но они будут заниматься, чем хотят, с суффиксом: «Евдокимова Наталья Леонидовна – физическое лицо, выполняющее функцию иностранного агента». Ну и каково им будет общаться с органами власти? Это непродуманные, невыверенные нормы, которые позволяют делать так, как хотят те, кто будет принимать решения <...> Получится так: ты мне не нравишься, ты – агент, а ты вроде ничего, у тебя глаза красивые, ты – не агент».

Наталья Евдокимова
правозащитница

Руководитель фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина считает, что под норму об уголовной ответственности за целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности могут попасть широкие категории работников НКО. По ее мнению, поправки оставляют большой простор для произвольного толкования, удобного властям для жестких санкций в отношении правозащитников. Она отметила, что в случае принятия этих норм работники НКО окажутся под еще большим прессингом. Физлицам-иноагентам, по ее словам, будет все время грозить большой реальный срок. Как следствие, говорит Таубина, у сотрудников может быть «страх преследования».

«Ответственность за признание лица иноагентом и включение его в соответствующий реестр – это задача госорганов», – говорит старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин. Он добавил, что поправки вводят уголовную ответственность за уклонение от направления уведомлений в Минюст, т. е., согласно задумке парламентариев, «преступление выражается в бездействии». Добрынин подчеркнул, что статус иностранного агента уже является «информационным материалом, а деятельность такого человека или такой организации не является противозаконной или преступной»: просто существуют особенности ее финансирования и отчетности.