Россия и Китай заключили меморандум о возможном совместном освоении Луны

Проект станет реальным, если его инициируют лидеры двух стран
Российский путь на Луну лежит через сотрудничество с Китаем/ Евгений Разумный / Ведомости

Освоение Луны, которое является одной из необходимых ступеней в космической экспансии человечества, Россия планирует начать совместно с Китаем и другими странами, а не с США и другими партнерами по Международной космической станции. Проект может стать реальностью только в том случае, если будет подтвержден и предложен другим странам на уровне лидеров России и Китая, полагают эксперты.

Китай вместо Америки

Гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин и руководитель Китайского национального космического управления (КНКУ, аналог «Роскосмоса») Чжан Кэцзянь 9 марта подписали по видеоконференцсвязи меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран в области сотрудничества по созданию Международной научной лунной станции (МНЛС), сообщается в пресс-релизе «Роскосмоса».

В пресс-релизе говорится, что «Роскосмос» и КНКУ, «руководствуясь принципами паритетного распределения прав и обязанностей, будут содействовать сотрудничеству по созданию МНЛС с открытым доступом для всех заинтересованных стран и международных партнеров» с целью «продвигать исследование и использование космического пространства в мирных целях в интересах всего человечества».

Под МНЛС, как говорится в пресс-релизе, понимается «комплекс экспериментально-исследовательских средств, создаваемый на поверхности и/или на орбите Луны, предназначенный для проведения многопрофильных и многоцелевых научно-исследовательских работ, включая исследование и использование Луны, лунные наблюдения, фундаментальные исследовательские эксперименты и проверку технологий с возможностью длительной беспилотной эксплуатации с перспективой присутствия человека на Луне».

Сторонам предстоит разработать дорожную карту создания МНЛС, а также «вести тесное взаимодействие при планировании, обосновании, проектировании, разработке, реализации, эксплуатации проекта по созданию МНЛС, включая его презентацию мировому космическому сообществу». От дополнительных комментариев представитель «Роскосмоса» отказался.

Ранее, в начале 2020 г., Рогозин заявил об отказе России участвовать в проекте окололунной международной орбитальной станции NASA Gateway. По словам Рогозина, Россию не устроили условия NASA. Ранее сообщалось, что России было предложено изготовить лишь шлюзовый отсек для выхода членов экипажа – в МКС России принадлежит несколько важнейших модулей, в том числе модуль «Заря», с запуска которого в 1998 г. началось строительство МКС.

Долгий путь

Подписание меморандума – это самый первый шаг на пути, который займет десятилетия, говорит источник, близкий к «Роскосмосу». Говорить о том, когда начнется практическая работа по запуску элементов МНЛС, преждевременно, как и о ее конкретной конфигурации, продолжает он. При этом сотрудничество России с Китаем в области космоса, в отличие от энергетического или военно-технического сотрудничества, носит достаточно фрагментарный характер, замечает он. Так, в 90-е гг. в России прошли обучение два кандидата в китайские космонавты (тайконавты), для китайского пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу», созданного по мотивам российского «Союза», закупались отдельные компоненты и системы (например, система мягкой посадки спускаемого аппарата «Кактус»), продолжает собеседник «Ведомостей». Сотрудничество в области научного исследования космоса между Россией и Китаем куда слабее, чем между Россией и Европейским космическим агентством (ЕКА) и NASА, напоминает он.

Многие сложные совместные технические проекты между Россией и Китаем надолго затягивались из-за споров о разделе сфер ответственности, например проект по созданию тяжелого вертолета. Но, по словам Василия Кашина из НИУ ВШЭ, с лунным проектом может быть иная картина, поскольку на этот раз Россия, в отличие от вертолета, по-настоящему в нем заинтересована – ведь у нее нет здесь другого партнера, кроме КНР. Конечно, дело всегда может утонуть в бесконечной борьбе, но и Китай заинтересован в сотрудничестве с Россией – по крайней мере в ее опыте в сфере пилотируемых полетов и космических ядерных энергетических установок.

Необходимое условие

По словам члена-корреспондента Академии космонавтики им. Циолковского Андрея Ионина, соглашение с Китаем ожидаемо и это альтернатива предложению бывшего президента США Дональда Трампа годичной давности по лунному проекту Artemis, ушедшей в тень частью которого стала станция Gateway. К этому проекту США присоединились партнеры США и России по МКС – Канада, Япония, ЕКА, планировалось, что первый пилотируемый полет на Луну состоится в 2024 г., но при администрации Байдена начались разговоры, что до этого момента может пройти 10 лет.

По словам Ионина, российско-китайский проект может стать реальностью только в том случае, если решение о нем будет принято, как и в США, на уровне лидеров России и Китая и они же пригласят участвовать в нем другие страны – это могли бы быть остальные члены БРИКС, Турция, ОАЭ и Иран. Во-вторых, необходимо уже сейчас огласить ключевые параметры, которые страны хотят разделить между собой.

Речь идет о транспортно-пассажирской системе (как возить людей – сверхтяжелым носителем или по многопусковой схеме), о транспортно-грузовой системе дальнего космоса (солнечный и ядерный буксир – по последнему у России есть серьезный задел). И в-третьих, на политический уровень надо вывести и подготовку дорожной карты проекта, говорит Ионин.

Как это ни парадоксально, «Роскосмос» объективно не заинтересован в его реализации – как не оказались бы в нем заинтересованы менеджеры ни одной отдельно взятой организации или компании, так как в проекте должны быть прозрачный бюджет, четкие сроки и ответственность, считает Ионин, и сам проект не ведомственный – в нем должны участвовать не только «Роскосмос», но и «Росатом», Минпромторг и другие организации. Но самое главное – проект должны инициировать лидеры двух стран, повторяет эксперт.