Масштаб санкций Евросоюза зависит от ситуации с политзаключенными

Белорусская нефтехимия снова под санкциями США
Белорусская нефтехимическая и химическая промышленность оказалась под жесткими санкциями США/ «Белнефтехим»

США возобновляют санкции против ряда белорусских предприятий. Об этом агентство Bloomberg со ссылкой на представителя министерства финансов США сообщило 3 июня. Под ограничениями оказались основные предприятия белорусской нефтехимической и химической промышленности: госконцерн «Белнефтехим» и его американское представительство, «Белшина», «Гродно азот», «Гродно химволокно», «Лакокраска», «Нафтан», «Полоцк-стекловолокно» и Белорусский нефтяной торговый дом.

Санкции против перечисленных белорусских предприятий были введены еще в 2006 г., когда президентом Белоруссии в третий раз стал Александр Лукашенко. Официальным поводом для ограничений стала ситуация с правами человека в Белоруссии, которые, как отмечали США, нарушались.

Гражданам и компаниям США запретили проводить финансовые операции с белорусскими компаниями, а также предоставлять им товары и услуги. Но в 2015 г. отношения между Вашингтоном и Минском улучшились, так как белорусские власти участвовали в урегулировании конфликта на востоке Украины.

В 2015 г. была выпущена так называемая генеральная лицензия 2G, которая разрешала проводить операции с попавшими под санкции белорусскими предприятиями. Американская администрация несколько раз продлевала действие лицензии, но 19 апреля 2021 г. аппарат Байдена выпустил новый документ. Он предписывал прекратить все взаимодействие с белорусскими компаниями в течение 45 дней. Именно этот срок и истек 3 июня. Официальным поводом для прекращения лицензии снова было объявлено «вопиющее пренебрежение правами человека».

Руководитель программы «Институты евроатлантической безопасности» Валдайского клуба Иван Тимофеев отмечает, что после истечения срока американской генеральной лицензии для белорусских предприятий сообщений о ее продолжении не поступило, т. е. Вашингтон «серьезно подошел к исполнению заявленных ранее мер».

Для белорусской экономики санкции против отдельных предприятий станут существенным ударом, считает он. Ограничения закрывают долларовые транзакции для этих компаний, а возместить ущерб от санкций углублением взаимодействия с российскими предприятиями в полной мере не удастся, уверен Тимофеев. Более того, вполне реальной со стороны США является и перспектива вторичных санкций, т. е. ограничений в адрес государств, компаний и физлиц, с помощью которых белорусские предприятия будут пытаться санкции обойти, полагает эксперт. А отмена долларовых транзакций осложнит сотрудничество с «крупнейшими российскими компаниями, которые имеют доступ на мировой рынок», добавляет он.

Белоруссия также находится под европейскими санкциями после инцидента с принудительной посадкой самолета Ryanair в аэропорту Минска и ареста бывшего главного редактора оппозиционного Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича. 4 июня Брюссель официально запретил белорусским авиаперевозчикам использовать воздушное пространство ЕС, а европейским авиакомпаниям – летать над Белоруссией. Позднее в этот же день президент Евросовета Шарль Мишель в своем Twitter анонсировал новый пакет санкций против физических и юридических лиц Белоруссии, но без деталей. Целью санкций, по словам Мишеля, является освобождение белорусских политзаключенных.

Расширение экономических санкций ЕС против белорусских нефтегазовых и калийных предприятий вероятно, но «большого аппетита Евросоюза к санкциям, кроме запретов на полеты, не наблюдается», отмечает программный менеджер Российского совета по международным делам Владимир Морозов. Причиной такой умеренной позиции являются возможные убытки ЕС после введения более серьезных ограничений. Согласовать обширные экономические санкции государствам Европы сложнее, чем принять очередной пакет персональных ограничений. При этом изменение санкционной политики все же возможно – многое зависит от того, как белорусские власти поступят с Протасевичем, резюмирует Морозов.