Оборонная промышленность может быть признана в ЕС социально вредной

Это радует ее российских конкурентов
Оборонная промышленность Евросоюза может быть признана незеленой и социально вредной в разрабатываемых классификациях ЕС/ Fabian Bimmer / REUTERS

Немецкий государственный Bayerische Landesbank заявил, что не хочет вести дела с производителями оружия, сообщила 1 декабря Financial Times (FT). При этом именно в Баварии располагаются предприятия таких гигантов европейской оборонной промышленности, как Airbus Defence и Space and Hensoldt. FT считает, что отказ баварского банка сотрудничать с компаниями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) даст отрицательный сигнал всем остальным игрокам на рынке. Как следствие, с производителями вооружений не будут сотрудничать и частные компании.

Отказ от работы с ОПК возник в ожидании новой европейской классификации (таксономии) зеленого инвестирования, которая скоро будет обнародована. FT пишет, что власти в Брюсселе работают не только над зеленой, но и над социальной таксономией. Все отрасли предлагается разделить на три категории: полезные обществу, не приносящие значительного вреда и вредные. Согласно черновому варианту законопроекта, оборонная промышленность наряду с производством табака и игорным бизнесом характеризуется как потенциально неустойчивая в социальном плане. Также в черновиках содержится и менее радикальное предложение ограничить категорию вредных оборонных отраслей тем, что запрещено международным правом, например производством химического или биологического оружия. Однако четких границ между вредным и полезным пока проведено не было, отмечает FT.

Другая инициатива властей ЕС предлагает признать ОПК незеленым. Брюссель хочет запретить компаниям, оборот которых более чем на 5% состоит из «производства и торговли обычным вооружением или военными продуктами, которые могут быть использованы в боевых действиях», получать маркировку соответствия требованиям экологии, что затруднит получение ими финансирования.

Подобные инициативы Брюсселя вызвали резкое недовольство среди самих компаний. Предлагаемые ограничения на финансовую и инвестиционную деятельность могут подорвать обороноспособность Евросоюза, говорится в письме торговой ассоциации европейских производителей вооружений ASD. Президент ассоциации Алессандро Профумо заявил, что без обеспечения безопасности невозможно построить устойчивое общество и что считать оборонные компании социально вредными – это большая ошибка. По словам Профумо, более всего пострадают малые компании, а нарушение их режима работы приведет к проблеме с производственными цепочками. Более того, под ограничения в теории могут попасть и гражданские компании, которые снабжают оборонные проекты важными технологическими разработками. Пресс-секретарь ASD Жан Пи отметил, что одни только предложения ограничить ОПК неблагоприятно сказываются на секторе. Ряд банков в Германии, Бельгии, Нидерландах, Швеции и Финляндии уже не хотят вести дела с оружейными компаниями.

FT отмечает, что причины сомневаться в оборонных компаниях все же есть, главная из них – коррупция. По данным Transparency International, из 134 ведущих производителей оружия в мире только 12% демонстрируют высокий уровень вовлеченности в борьбу с коррупцией. Но дискредитация ОПК – явно не выход из такой ситуации. Как поясняет Фрэнсис Туса, консультант Defence Analysis, «те, кто недоволен ОПК, должны больше стараться, чтобы объяснить, как нам работать без него».

Для Евросоюза собственный ОПК – это, во-первых, некоторая автономия от США в плане поставок вооружений, которую он не хотел бы потерять, во-вторых, рабочие места и, наконец, это сами по себе огромные корпорации, которые ЕС поддерживает всеми силами, а в некоторых случаях государства ими владеют. Так что разработка ESG-стандартов для оборонки – это скорее отвлекающий маневр для левых и зеленых политических сил, губить свой оборонно-промышленный потенциал в угоду социальным или зеленым целям государства ЕС не будут, уверен военный эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков. Если все же начнутся проблемы с финансированием этого сектора из частного банковского сектора, то европейские государства наверняка сделают отдельные финансовые институты, через которые будет идти обслуживание ОПК, как это уже есть в России, где из соображений противодействия санкциям эти функции возложены на Промсвязьбанк.

В России перед предприятиями ОПК цели ESG в том виде, как в Европе, официально не ставятся, хотя многие из них занимаются работой по сокращению вредных выбросов и занимают социально ответственную позицию в отношении персонала, говорят чиновник государственной структуры и топ-менеджер одного из холдингов ОПК. Внедрять эти стандарты в том радикальном виде, как они обсуждаются в ЕС, в России едва ли позволят, уверен топ-менеджер. Однако, если в Евросоюзе такие жесткие подходы к таксономии оборонной промышленности одержат верх, это можно будет только приветствовать: всегда приятно видеть, как конкурент разрушает себя сам, говорит топ-менеджер ОПК.