Правящая партия Польши насчитала уже $1,32 трлн ущерба от немецкой оккупации

Но взыскать их будет практически невозможно
Представитель МИД Германии заявил 1 сентября, что вопрос о репарациях Польше решен и германское правительство не собирается его рассматривать вновь/ DPA / ТАСС

Ущерб, нанесенный нацистской Германией Польше в ходе Второй мировой войны, составляет 6,22 трлн польских злотых ($1,32 трлн), заявил 1 сентября лидер правящей польской партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский. 1 сентября (дата нападения Германии на Польшу в 1939 г.) он представил отчет комиссии его однопартийцев – депутатов сейма с калькуляцией этого ущерба. По словам Качиньского, речь идет о консервативной оценке, поэтому сумма может вырасти.

«Польша поставит на международной арене вопрос о выплате Германией компенсации за этот ущерб», – сказал польский политик. Он не уточнил, каким образом это будет сделано. Цена ущерба, по подсчетам «Права и справедливости», растет – в 2019 г. ее представители называли сумму в $820 млрд.

Польша и СССР еще в 1954 г. документально отказались от дополнительных репараций со стороны ГДР, после объединения Германии этот отказ также официально подтверждался германской и польской сторонами, последний раз – в 2004 г. Но правящая с 2005 г. с перерывами правоконсервативная партия «Право и справедливость» устами своих лидеров, министров и депутатов сейма неоднократно заявляла о желании взыскать с Германии репарации за нанесенный в ходе нацистской оккупации ущерб.

Эта идея не поддерживается польской оппозицией. 1 сентября в либеральной «Газете Выборчей» был опубликован комментарий, в котором говорится, что тема германских репараций была закрыта двумя странами уже несколько раз, но зато есть основания для материальных претензий Польши к России, но этим делом «Право и справедливость» не занимается. Лидер оппозиционной «Гражданской платформы» Дональд Туск заявил 1 сентября, что выступление Качиньского «не о репарациях», оно является внутриполитической пропагандистской кампанией для повышения популярности правящей партии.

Представитель МИД Германии заявил 1 сентября, что вопрос о репарациях Польше решен и германское правительство не собирается его рассматривать вновь.

Немецкая сторона действительно считает вопрос репараций давно исчерпанным, подтверждает германист Александр Камкин. По его словам, Берлин не будет воспринимать всерьез требования Польши о дополнительном возмещении убытков, так как все территориальные и финансовые споры уже были решены и никаких юридических средств, чтобы взыскать новые репарации, не существует. Тем не менее Варшава поднимает тему репараций весьма регулярно. Польские власти продолжат требовать их от Германии и дальше, однако Берлин останется и далее глух к претензиям своего восточного соседа, резюмирует эксперт.

В 2 раза

вырастут военные расходы Польши в 2023 г. в сравнении с 2022 г., по данным польского ресурса Defence24. В 2022 г. они составили 58 млрд злотых ($12,34 млрд), а в 2023 г. планируются в размере 98 млрд злотых из бюджета и еще 30–40 млрд злотых за счет кредитов госбанка Bank Gospodarstwa Krajowego, т. е. всего $27–29 млрд по текущему курсу

Требование дополнительных репараций – это не общепольская идея, а часть политического курса национал-консерваторов из «Права и справедливости», говорит научный сотрудник cектора исследований Евросоюза ИМЭМО РАН Станислав Кувалдин. Для правящей партии тема репараций выгодна с электоральной точки зрения, однако сами по себе претензии к Германии весьма странные. Эксперт поясняет, что при расчете убытков следует учитывать присоединение к Польше территорий Германии и в таком случае оценить размер выплат становится весьма непросто. Кроме того, в прошлом Варшава заключила с Берлином договор, в котором отказалась от репараций. Поэтому, добавляет Кувалдин, правовых оснований для их выплат не существует. В целом же тема с возмещением ущерба за Вторую мировую может быть достаточно безобидной, пока она существует исключительно во внутриполитическом пространстве Польши. Если же руководство «Права и справедливости» продолжит требовать от Германии деньги, то в ответ получит только раздражение Берлина и отношения между соседними странами тогда пострадают, резюмирует эксперт.