Северная Корея показала на параде рекордное число МБР и прототип еще более мощной ракеты

ПРО США может не справиться с арсеналом КНДР, говорят эксперты
Reuters

В Пхеньяне 8 февраля состоялся парад в честь 75-й годовщины образования Корейской народной армии. Председатель Государственного совета КНДР Ким Чен Ын присутствовал на мероприятии с супругой Ли Соль Чжу и дочерью Ким Чжу Э.

Судя по опубликованным агентством ЦТАК кадрам, на параде были продемонстрированы тактические ракеты и крылатые ракеты большой дальности, способные нести ядерные боеголовки, рекордное число межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и, предположительно, прототип новой твердотопливной МБР, превосходивший по размерам все остальные ракеты, на девятиосном шасси (у российского комплекса «Ярс» шасси восьмиосное). В частности, как сообщает южнокорейское агентство Yonhap, представленный публике арсенал состоял из колонны МБР «Хвасон-17», ракет KN-23 (аналогичные российским «Искандер-М»), способных нести ядерную боеголовку, баллистических ракет малой дальности класса «земля – земля», мобильных установок (вероятно, с крылатыми ракетами), сверхкрупных 240-мм РСЗО, 152-мм самоходных артиллерийских установок, а также новых танков.

Агентство Reuters насчитало на северокорейском параде минимум 11 МБР «Хвасон-17». Этого количества может быть достаточно, чтобы преодолеть нынешнюю противоракетную оборону США, считает американский эксперт Фонда Карнеги Анкит Панда. О том, что США может не хватить средств ПРО для отражения атаки МБР Северной Кореи, написало 9 февраля и издание Politico, насчитав на кадрах парада от 10 до 12 ракет «Хвасон-17». Северная Корея провела пару успешных запусков МБР такого вида в 2022 г., тем самым де-факто разорвав мораторий на их испытание. По информации министерства обороны Японии, дальность «Хвасон-17» может превышать 15 000 км, что позволяет поражать цели на всей территории США.

По расчетам американских специалистов, в боевую часть одной такой ракеты можно установить до четырех боевых блоков. У Вашингтона в наличии только 44 противоракеты наземной системы ПРО на маршевом участке полета (GMD), которые можно запустить в ответ на атаку МБР с объектов в Калифорнии и Аляске. Таким образом, теоретически Пхеньян сможет выпустить по США больше боеголовок, чем у американцев есть сейчас перехватчиков. Это пробивает брешь в политике США в области ПРО последних 20 лет, которая строилась на защите от ракетной угрозы КНДР «ограниченного характера».

Но эксперты не уверены, что американское ПРО будет надежно при возможной атаке даже одной северокорейской ракеты ночью – система GMD только один раз испытывалась в это время суток, потерпев неудачу.

Более того, на параде было показано нечто, что, по мнению аналитиков, является прототипом или макетом нового типа твердотопливной межконтинентальной ракеты. Именно разработка такого вида МБР считается Пхеньяном одной из ключевых целей, так как это усложнит противнику задачу по обнаружению и уничтожению его арсенала в случае конфликта. Большинство баллистических ракет КНДР работают на жидком топливе, что требует трудоемкой заправки на месте запуска. Впрочем, пока не ясно, насколько теоретически новая ракета КНДР готова к испытаниям, так как аналогичные макеты на парадах демонстрировались и в прошлые годы, напоминает Reuters. В любом случае, как считают западные аналитики, Ким Чен Ын хотел направить послание о том, что военный прогресс КНДР США остановить не под силу.

КНДР продолжает прошлогодний курс на поддержание интереса мирового сообщества к своей ракетно-ядерной программе, отмечает военный эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков. Из-за боевых действий на Украине Пхеньяну приходится тратить на это больше сил, ведь за счет поддержания интереса КНДР пытается обеспечить свою национальную безопасность и одновременно привлечь Запад к переговорам о снижении санкционного давления в обмен на ограничение своей программы. Наибольший интерес из показанного на параде, согласен Ермаков, вызывает заявка на наличие твердотопливной МБР и большее, чем в прошлые годы, количество подвижных грунтовых ракетных комплексов. Это демонстрирует, что Пхеньян не испытывает проблем с производством шасси. Ожидать же какой-то громкой реакции Вашингтона на рост потенциала КНДР не стоит – его внимание привлечено к Китаю и в какой-то степени к России. Педалировать угрозу КНДР, как в прошлые годы, американцам уже не нужно, когда они могут открыто размещать в регионе военную инфраструктуру и выбивать бюджеты под лозунгом защиты от китайской угрозы, резюмирует Ермаков.

Продемонстрированные на параде корейские МБР – это серьезный звонок, который окажет влияние на восприятие КНДР массовым сознанием, уверен ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. Если раньше Северную Корею воспринимали как карикатурный и одержимый ядерным оружием режим с весьма скромным арсеналом и нехваткой ресурсов, то теперь наличие нескольких МБР у Пхеньяна очевидно, как и факт их передачи в войска. Таким образом, продолжает Асмолов, ситуация значительно усложнилась, ведь правительство Южной Кореи активно вооружается в ответ и даже думает о размещении на своей территории американских ядерных вооружений для противостояния КНДР. Если подобный шаг будет сделан, то положение дел на полуострове усугубится в разы, так как Россия и Китай воспримут размещение в Южной Корее американских ракет как угрозу собственной безопасности, подытоживает эксперт.