Саммит «Россия — Африка» подсветил новые ориентиры Москвы во внешней политике

А мирный план африканцев по Украине еще может пригодиться, считают эксперты
Лидеры государств на форуме «Россия – Африка» сплотились, чтобы обсудить перспективы мира и свою роль в его достижении/ Андрей Гордеев / Ведомости

Эхо второго саммита «Россия – Африка», который прошел 27–28 июля в Санкт-Петербурге с участием 16 глав государств Черного континента, было слышно и в минувшие выходные. В субботу, 29 июля, президент России Владимир Путин проводил отдельные двусторонние встречи: с коллегой из ЮАР Сирилом Рамафосой, президентом Гвинеи-Бисау Умару Сиссоку Эмбало, президентом переходного периода Буркина-Фасо Ибрагимом Траоре, президентом переходного периода Мали Ассими Гойтой и президентом Конго Дени Сассу-Нгессо. Последние трое, а также президент Эритреи Исайяс Афеворки присутствовали 30 июля и на параде по случаю Дня военно-морского флота.

Согласно данным из открытых источников, в саммите принимали участие официальные представители как минимум 45 из 54 стран Африки (помощник президента России Юрий Ушаков говорил накануне мероприятия о делегациях из 49 африканских стран, в том числе о 17 на уровне глав государств, не называя их). На президентском уровне были представлены Египет, Сенегал, ЮАР, Эритрея, Буркина-Фасо, Зимбабве, Мали, ЦАР, Уганда, Бурунди, Конго, Мозамбик, Камерун, Гвинея-Биссау, Коморские острова (председательствуют в Афросоюзе) и Ливия (глава президентского совета).

Среди них дольше всего правят камерунский президент, 90-летний Поль Бийя, который занимает этот пост с 1982 г. (сейчас он самый пожилой действующий глава государства в мире), и угандийский президент Йовери Кагута Мусевени (с 1986 г., 37 лет у власти). При этом в Петербурге одновременно оказался и самый молодой лидер государства в мире – это 35-летний Траоре (достоверно известен лишь год его рождения: 1988 г.), который получил власть в результате военного переворота в сентябре 2022 г. Западные СМИ связывали успех хунты в Буркина-Фасо в том числе и с оказываемой ей помощью со стороны ЧВК «Вагнер», а глава ЧВК Евгений Пригожин поздравлял Траоре со свержением прежнего главы государства Поля-Анри Сандаого Дамибы.

На итоговой пресс-конференции 29 июля Путин заявил, что «африканские друзья не просят каких-то подачек, не было ни одной прямой просьбы, все стараются найти взаимоинтересные проекты». Он добавил, что «в целом африканский континент настроен к России дружественно и положительно, атмосфера на саммите была раскованной, очень дружеской».

Среди обсуждавшихся проектов большая часть относится к развитию энергетического сектора – так, по словам президента Уганды, была достигнута договоренность двух стран о строительстве АЭС. Позднее с аналогичным запросом к Путину обратился и Траоре: «Нам необходима выработка энергии. Это важный пункт нашей повестки. Если было бы возможно, мы бы хотели сделать небольшую атомную станцию в нашей стране».

Госкорпорация «Росатом» подписала с эфиопскими властями дорожную карту о развитии сотрудничества по мирному атому, а Россия отдельно с Зимбабве и с Бурунди – соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.

Путин также обсудил с президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси вопросы, связанные с проектом атомной электростанции «Эль-Дабаа» (четыре блока станции должны появиться до 2028 г.) и промышленной зоной в районе Суэцкого канала.

Единственная на данный момент работающая АЭС на африканском континенте находится в Кейптауне (ЮАР).

Как отмечал Путин на первом пленарном заседании, в 2022 г. товарооборот между Россией и странами Африки достиг $18 млрд и этот показатель можно существенно увеличить (на встрече с президентом Комор он сказал, что в первом полугодии 2023 г. рост торговли составил 35%). Сейчас более 50% российских поставок приходится на химическую продукцию, продовольствие, машины и машинное оборудование. Кроме того, Путин заявил, что Москва суммарно простила африканским странам долги на сумму $23 млрд. Еще одна тесная область сотрудничества – военно-техническая, где Россия уже, по словам президента, имеет соглашения более чем с 40 странами Африки, причем часть поставок осуществляется на безвозмездной основе.

Главным финальным документом форума стала Декларация второго саммита «Россия – Африка» с 74 пунктами. В ней стороны выступили против дискриминации по национальному и расовому признаку, упомянув такие явления, как афрофобия и русофобия. Участники саммита будут координировать ряд действий в политике и праве, например в Совете Безопасности ООН – подходы в области санкционной политики в отношении африканских государств, а также проводить парламентские мероприятия. Также 28 июля были подписаны и другие декларации: о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве, о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности и план действий форума партнерства «Россия – Африка» до 2026 г.

Украинское урегулирование и зерновая сделка

Поздним вечером 28 июля российский президент и главы стран Африки обсудили мирную инициативу семи стран этого континента (Коморы, Сенегал, ЮАР, Египет, Конго, Уганда и Замбия) по разрешению украинского конфликта. 

Среди 10 пунктов этой инициативы, которые стали известны общественности еще в июне, – достижение мира дипломатическим путем, скорейшие переговоры, деэскалация конфликта, обеспечение суверенитета стран и народов в соответствии с Уставом ООН, гарантии безопасности для всех стран, обеспечение движения зерна и удобрений со стороны России и Украины, гуманитарная поддержка пострадавших от боевых действий, урегулирование вопроса по обмену военнопленными и возвращению детей, послевоенное восстановление уничтоженной инфраструктуры и, наконец, усиление взаимодействия с африканскими странами. По мнению Путина, подобный подход африканской миссии по Украине перекликается с «мирным планом» КНР.

Путин заявил журналистам, что мирный план Африки по Украине и зерновая сделка никак не связаны между собой. По его словам, за весь 2022 год Россия направила на африканский континент 11,5 млн т зерновых, а с начала 2023 г. этот показатель составил уже 10 млн т. При этом именно на встрече по обсуждению украинского конфликта прозвучали слова президента ЮАР Рамафосы о том, что африканцы хотели бы добиться реализации Черноморской зерновой инициативы, а Черное море – видеть открытым для мировых рынков. 

«Мы понимаем, что вы из щедрости решили безвозмездно предоставить зерно некоторым африканским странам (ранее Путин говорил о Буркина-Фасо, Зимбабве, Мали, Сомали, ЦАР и Эритрее. – «Ведомости»), которые сталкиваются с определенными сложностями, – заявил Рамафоса. – Однако это не наша основная цель здесь – добиться каких-то поставок такого характера. Мы прибыли сюда для того, чтобы послушать вас, узнать, какова ваша реакция на некоторые из выдвинутых нами предложений». 

Позицию российского президента о невозможности реализовать некоторые мирные пункты из африканского плана спустя сутки услышали журналисты. «Есть вещи, которые трудно реализуемы или нереализуемы. Например, там один из пунктов – прекращение огня. Но украинская армия наступает, они в атаке, что называется, реализуют крупномасштабное стратегическое наступление. К нам чего обращаться с прекращением огня? Мы же не можем прекратить огонь, когда на нас наступают», – аргументировал Путин. Кроме того, российский президент снова сказал, что, согласно действующему законодательству Украины, власти этой страны не могут начинать переговоры, в то время как Москва от них никогда не отказывалась.

Путин подчеркнул в разговоре с главами государств, что ключевым требованием для России является нейтралитет Украины, который был закреплен в ее декларации независимости: «Для нас это имеет принципиальное значение, зачем Запад начал втягивать Украину в НАТО, нам не очень понятно».

Что касается возможности реализации африканской мирной инициативы, то это вопрос времени, считает директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Андрей Маслов. Сейчас Украина настроена куда более воинственно, чем Россия, а ключевой момент африканского плана – прекращение огня, на него не готовы пойти именно украинцы, отмечает эксперт. Когда потенциал для наступательных действий Украины иссякнет, план будет востребован: как посредники африканские страны подходят хорошо, так как они не входят ни в НАТО, ни в систему сателлитов альянса, ни в ШОС. Страны Африки нейтральны и в то же время кровно заинтересованы в завершении конфликта – найти другие страны с такими характеристиками будет непросто, заключает Маслов.

Саммит «Россия – Африка» еще раз продемонстрировал в первую очередь, что Москва не находится в дипломатической изоляции, говорит доцент Исторического факультета Самарского университета им. Королева Александр Бельцер. Россия, наоборот, пытается сейчас заявить о себе как о державе, которая имеет интересы в других частях света, в том числе в таком перспективном регионе, как Африка. При этом эксперт считает, что в экономической сфере Россия продолжает развивать связи с уже привычными для нее партнерами, а с остальными государствами речь идет пока о политическом взаимодействии. Африканская инициатива на данный момент не удовлетворяет в полной мере ни интересам России, ни интересам Украины и потому не может быть успешно реализована, заключает Бельцер.