Новые члены могут быть приняты в Евросоюз к 2030 году

Но Украина вряд ли будет в их числе
По словам Мишеля, недавно вступившим в ЕС государствам могут ограничить право вето на вступление новых участников, чтобы «прошлые конфликты не были перенесены в ЕС» и использованы для блокирования вступления соседей/ BSF

Евросоюз должен быть готов к приему новых государств-членов в состав организации к 2030 г. «Это означает, что следующий долгосрочный бюджет ЕС должен включить эти цели. Это амбициозный, но необходимый шаг, который придаст импульс реформам, вызовет интерес со стороны инвесторов, а также побудит всех нас работать вместе», – заявил председатель Европейского совета Шарль Мишель на открытии XVIII Международного стратегического форума в Словении. Выступление чиновника опубликовано на официальном сайте евросовета. По данным Financial Times (FT), первое заседание по вопросу расширения ЕС планируется провести в испанской Гранаде 6 октября.

По словам Мишеля, недавно вступившим в ЕС государствам могут ограничить право вето на вступление новых участников, чтобы «прошлые конфликты не были перенесены в ЕС» и использованы для блокирования вступления соседей. На предстоящем саммите Евросоюза лидеры стран будут обсуждать и вопрос членства Украины и Молдавии. «Окно возможностей открыто. Мы начнем диалог о вступлении с Украиной и Молдавией. Также я ожидаю, что представители Боснии и Герцеговины и грузины также сядут за стол переговоров», – сказал чиновник.

В настоящее время официальный статус кандидатов на вступление в ЕС имеют восемь государств: Албания, Молдавия, Северная Македония, Сербия, Турция, Босния и Герцеговина, Украина и Черногория. На форуме в Словении будут присутствовать представители всех государств, кроме Украины и Турции.

Как отмечает FT, идею о приеме новых членов в ЕС возродил украинский кризис. Присвоение статуса страны-кандидата Украине, Молдавии и Албании спровоцировало дискуссии о принятии ранее подавших заявки стран.

Раньше всех статус кандидата на вступление в ЕС получила Турция – в 1999 г. на саммите в Хельсинки. С 2005 г. Анкара ведет официальные переговоры о вступлении в союз, но с тех пор не добилась прогресса. Из республик бывшей Югославии статус кандидата получили Северная Македония в 2005 г., затем Сербия (2009), Черногория (2010), Босния и Герцеговина (2022). Другие бывшие югославские республики – Хорватия и Словения – входят в ЕС.

Украина подала документы на вступление в ЕС в конце февраля 2022 г. В том же году в июне Киев официально стал кандидатом на членство в организации. Через год, по словам еврокомиссара по вопросам расширения Оливера Варгейи, украинские власти выполнили два из семи условий членства в ЕС – реформировали Высший совет юстиции и Высшую квалификационную комиссию судей и приняли закон о СМИ. Кроме того, власти закрепили стремление к вступлению Украины в союз в конституции страны.

Балканские государства – наиболее вероятные кандидаты на вступление в ЕС, считает заведующий отделом страновых исследований Института Европы РАН Владислав Белов. К 2030 г., по мнению эксперта, участником организации может стать одно, максимум два государства. Остальные же кандидаты не соответствуют экономическим критериям приема в союз. При этом, продолжает Белов, предполагаемое принятие в ЕС новых членов ослабит организацию. По словам эксперта, разумный количественный предел роста союза был достигнут раньше, после присоединения балтийских и ряда других восточноевропейских государств в 2004 г. «Впоследствии евробюрократы столкнулись с трудностями формирования единой бюджетной политики. Есть проблемы с согласованием сельскохозяйственной и промышленной политики. Кроме того, страны до сих пор не преодолели последствий пандемии, – сказал эксперт. – В следующие шесть лет предстоит сложная работа по качественному улучшению внутренних механизмов ЕС. Сомневаюсь, что к этому времени будут решены структурные вопросы».

Вступление Украины в ЕС в среднесрочной перспективе маловероятно, считает Белов. «Серьезное давление на европейскую экономику оказывают украинские беженцы, которых, по минимальным оценкам, порядка 5–6 млн человек. А сама Украина запустила процесс государственной трансформации, который может занять десятилетия. На данном этапе она максимум может рассчитывать на особые политические и экономические отношения с ЕС», – заключил эксперт.