Борис Надеждин предложит избирателям ориентироваться на Запад

Такая позиция может быть близка меньшинству электората
Максим Стулов / Ведомости

Объявивший о выдвижении в президенты экс-депутат Госдумы от СПС Борис Надеждин в своей кампании будет предлагать России отказаться от противостояния с Западом. Программный текст политика есть в распоряжении «Ведомостей».

Это пока единственный кандидат, прямо заявивший о намерении баллотироваться, его выдвинет «Гражданская инициатива». «Россия со времен Петра Великого веками сотрудничала с Западом – и в экономике, и в культуре, и в области просто человеческих взаимоотношений, – говорится в программном тексте Надеждина. – Хотя большая часть России географически формально находится в Азии, жители Омска или Хабаровска куда больше похожи на жителей Гамбурга или Манчестера, чем на жителей Шанхая или Калькутты».

Сейчас Россия отдалилась от европейских стран, считает политик. «Трудно спорить с [президентом Владимиром] Путиным, когда он говорит, что рушится мир XX в., базировавшийся сначала на гегемонии США и СССР, а затем на гегемонии США и их союзников по НАТО. Но хорошо бы разобраться, кто будет доминировать в мире XXI в. И как найти наиболее выгодное и комфортное место России», – рассуждает Надеждин. Роль США и Европы, по его мнению, в мире будет снижаться, а все большую будут играть азиатские гиганты, а также Бразилия и позже Нигерия, которая к концу века станет третьей по населению страной после Индии и Китая. «В Европе мы способны стать одной из ведущих стран – крупнейшей экономикой. Не говоря уже о населении, площади территории, природных ресурсах и военной мощи» – так выглядят его аргументы.

Надеждин не боится, что вопрос о Западе оттолкнет избирателей, сказал он, отвечая на вопрос «Ведомостей». «Среди тех, кто уверенно поддерживает действующую власть, больше выступающих за сотрудничество с Китаем, Латинской Америкой и Африкой, но у нас их вряд ли получится развернуть в свою сторону», – признался он. Ориентироваться стоит на своих сторонников и колеблющихся, а они скорее проевропейских взглядов, добавил Надеждин.

Чаще всего прозападной ориентации придерживаются образованные городские слои, интегрированные в мировой рынок и заинтересованные в расширении социальных лифтов, пояснил «Ведомостям» гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. Сейчас доля сторонников западного пути невелика в связи с остротой актуального конфликта Россия – Запад. Верхнюю границу их можно оценить в 12–15% от всего электората, пояснил Федоров.

Потенциально прозападная позиция может быть интересна части населения мегаполисов – активному и либерально настроенному электорату, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Это порядка 12–15% населения, согласился он с коллегой, но в теории проголосует гораздо меньше, предполагает он. 

Так было на президентской кампании 2018 г., когда Ксения Собчак (1,68%) и Григорий Явлинский (1,05%) в общей сложности получили чуть больше 2,5%, напомнил Макаркин. Такой избиратель очень требователен, необходимо будет доказать, что у кандидата есть «хотя бы минимальные шансы на приличный результат», добавил он. «В первую очередь голосуют не за программу, а за человека», – пояснил Макаркин.

Небольшая, но активная группа избирателей-западников пока остается неохваченной, считает политтехнолог Олег Захаров. К тому же на противников спецоперации уже делает ставку «Яблоко», добавил Захаров. 

Надеждин рассчитывает на либерально-западную аудиторию, для которой Запад – «это часть жизни, а не пустой звук», сказал «Ведомостям» директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. При этом сам Надеждин не пользуется большой популярностью у такого электората, его позиция «карикатурная», считает политолог Александр Немцев.