К чему приведет ночная атака США и Великобритании на йеменских хуситов

Акция пока может оказаться разовой демонстрацией силы
Reuters

США и Великобритания при поддержке союзников в ночь на 12 января 2024 г. провели ракетно-бомбовые удары по объектам на севере Йемена, которые контролирует проиранская группировка хуситов («Ансар Аллах»). «Ведомости» собрали основные события этой атаки и опросили экспертов о перспективах военной операции на важнейшем мировом морском торговом маршруте. 

Силы, средства и результаты

ВВС США и Великобритании при поддержке Австралии, Бахрейна, Канады и Нидерландов провели в общей сложности 73 воздушных рейда на столицу Йемена Сану, а также на Ходейду, Таиз, Хадджу и Сааду. Согласно заявлению ближневосточного командования ВВС США, союзники поразили более 60 целей на 16 объектах, включая узлы командования и управления, склады боеприпасов, пусковые системы, производственные объекты и ПВО.

По словам главнокомандующего Центрального командования вооруженных сил США (СЕНТКОМ) Алекса Гринкевича, использовано более 100 высокоточных боеприпасов. Атаки проводились и ракетами «Томагавк». В сообщении СЕНТКОМ в Х отмечается, что американские удары начались в 2:30 по йеменскому времени (совпадает с московским). Атака завершилась около 3:00 мск. 

CNN со ссылкой на неназванного чиновника в Белом доме сообщила, что в ракетном ударе также участвовала американская подводная лодка USS Florida, дежурящая в Красном море с 23 ноября 2023 г. Источник заверил, что американцы не поражали гражданские объекты. В результате атак погибли пять бойцов хуситов, шесть получили ранения, передает 12 января йеменское агентство Saba со ссылкой на заявления представителя группировки «Ансар Аллах». По данным группировки, атаке подверглись авиабаза группировки «Аль-Дайлами» к северу от Саны, база в провинции Саада на севере, международный аэропорт Таиз на юго-западе, аэропорт в городе Абс на северо-западе страны.

Британская авиация также нанесла удары по двум объектам йеменских повстанцев. По словам министра обороны Великобритании Джеймса Хиппи, операция была «ограниченной, пропорциональной и необходимой» для защиты военных кораблей и транспортных судов в Красном море. Он добавил, что в ближайшее время ВВС не планируют осуществлять новые атаки. Британская операция началась раньше американской – еще 11 января в 18.30 мск и завершилась в 3:30 мск, вскоре после американской. При этом ни один из двух военных кораблей Королевского флота, дежурящих в Красном море, – эсминец HMS Diamond и фрегат HMS Lancaster – участия в бомбардировках Йемена не приняли.

Как шла эскалация конфликта до 12 января

Ударам США и союзников по позициям хуситов предшествовал ультиматум Вашингтона и его партнеров йеменской группировке от 3 января. 10 января хуситы провели массированную атаку ракетами и дронами на корабли американских и британских ВМС, конвоировавших гражданские судна в Красном море в рамках операции «Страж процветания» (началась 18 декабря 2023 г.). 11 января госсекретарь США Энтони Блинкен в Бахрейне (место базирования американского 5-го флота) предупредил хуситов о «последствиях». То же заявил и представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби. 11 января СБ ООН проголосовал за разработанную США и Японией резолюцию с требованием прекратить удары хуситов по коммерческому судоходству (Россия воздержалась).
Кроме того, 11 января ВМС Ирана захватили танкер «Сент-Николас» под флагом Маршалловых островов в Оманском заливе по пути в Турцию. Танкер ранее конфисковали США по подозрению в контрабанде иранской нефти. А позже произошла уже 27-я с 19 ноября 2023 г. атака хуситов на судно в Красном море.
В ночь на 12 января лидер хуситов Абдель Малек аль-Хуси заявил о проведении мобилизации в большинстве подконтрольных повстанцам провинций Йемена. С начала кризиса в Красном море около 2000 торговых и гражданских судов были вынуждены сменить маршруты плавания, минуя Красное море. 

По данным правительства Великобритании, СЕНТКОМ, американских региональных командований, Пентагона и сообщениям в СМИ, для ударов по Йемену была задействована следующая группировка. От США – авианосец USS Dwight Eisenhower (из его авиакрыла – 15 истребителей F/A18), ракетный крейсер USS Philippine Sea, эсминцы USS Mason, USS Laboon и атомная подводная лодка с крылатыми ракетами USS Florida. От Великобритании —  четыре истребителя Typhoon FGR4 (с базы Акротири на Кипре), четыре разведывательных самолета различных модификаций (от обеих стран), разведывательно-ударные беспилотники и, предположительно, еще две подводные лодки. 

Заявления инициаторов и международная реакция

После завершения волны бомбежек, около 3:40 мск, американский президент Джо Байден заявил, что эти удары – «оборонительные» и были призваны продемонстрировать решимость США и их союзников бороться с непрерывными атаками хуситов на транспортные суда в Красном море. По словам Байдена, нападения хуситов поставили под угрозу личный состав США и гражданских моряков. Он пообещал «без колебаний» предпринимать дальнейшие меры для защиты народа США и свободного потока международной торговли.

Но часть демократов в конгрессе раскритиковали однопартийца Байдена за решение атаковать без одобрения парламента. Республиканцы действия президента скорее одобрили.

Минобороны Великобритании, объясняя атаку, сообщило в своем заявлении, что, «учитывая настойчивость хуситов в угрозах торговым судам», силы коалиции «определили ключевые объекты, вовлеченные в эти атаки, и согласились провести тщательный скоординированный удар».

«Преступная агрессия американцев и британцев не останется без ответа. Вооруженные силы Йемена без колебаний нанесут удары по источникам угрозы и всем враждебным целям как на суше, так и на море», – говорится в заявлении военного командования хуситов. Повстанцы пообещали продолжить наносить удары по судам, связанным с Израилем, что и стало поводом для начала американо-британской операции.

Иран, поддерживающий хуситов, решительно осудил атаку западной коалиции. «Эти нападения являются явным нарушением суверенитета и территориальной целостности Йемена, а также нарушением международного права», – заявил представитель МИДа страны Насер Каннани. Лидер «Хамаса» – другой союзной Тегерану группировки – Сами Абу Зухри отметил, что атака западной коалиции является провокацией против всех арабов, а расширение конфликта за пределы сектора Газа будет иметь последствия для всего региона. Саудовская Аравия, с 2015 по 2022 г. фактически участвовавшая в гражданской войне в Йемене на стороне противников хуситов – международно признанного правительства (базируется на юге страны, в Адене), призвала к сдержанности и «избежанию эскалации».

Россия осудила воздушные атаки на Йемен. «Подтвердились наши опасения, что позиция США в Совбезе ООН по Красному морю – лишь предлог для дальнейшей эскалации ситуации напряженности в регионе», – заявила представитель российского ведомства Мария Захарова на брифинге. По ее словам, военная эскалация в районе Красного моря может спровоцировать дестабилизацию ситуации на Ближнем Востоке и перечеркнуть позитивные изменения в йеменском урегулировании, которое идет с весны 2022 г. Москва запросила срочное заседание СБ ООН. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал удары США и Великобритании нелегитимными.

В связи с событиями в Йемене Росавиация запретила использовать воздушное пространство этого государства для полетов российских гражданских судов. Информации о пострадавших россиянах нет. Российское посольство продолжает следить за ситуацией, говорится на официальной его странице в Х.

Что говорят эксперты

Цели США и их союзников понятны, считает научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Они не хотели вмешиваться в конфликт в секторе Газа, в противостояние Израиля с «Хамасом» и «Хезболлой», но с хуситами у них больше развязаны руки, так как для Ирана эта группировка имеет меньшее значение, отмечает он.

По словам научного сотрудника Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Ильи Крамника, пока сомнительно, что с помощью той военно-морской и воздушной группировки, что развернута союзниками против хуситов, можно уничтожить или значительно сократить инфраструктуру хуситов, которая используется для атак по судам в Красном море и арабским союзникам Запада. 

«Надо учитывать важность огневой мощи – способности не только поразить конкретные объекты, но и делать это одновременно и в большом количестве, не дав противнику рассредоточиться, перераспределить силы и средства. Для этого сил явно недостаточно», – говорит Крамник. Но эксперт не исключил, что «какой-то временный эффект от налетов все же будет достигнут».

Удары западной коалиции носили «символический» характер, потери были минимальны, ущерб военным объектам, инфраструктуре, судя по сообщениям в СМИ, оказался умеренным, если даже не минимальным, заметил Кортунов. «Но тем не менее это демонстрация того, что США по-прежнему претендуют на лидерство в регионе, позиционируют себя как главного провайдера безопасности», – отмечает эксперт.

«Атака против хуситов такими скромными средствами, вполне возможно, вызвана угрозой “потери лица” после атаки 10 января. Видимо, пока что речь идет об однократной акции, будут выжидать и если что  – повторят. О наземной высадке, сухопутной операции не может быть и речи»,  – подчеркивает Крамник. 

Крамник напоминает, что йеменские повстанцы в 2015-2022 гг. уже жили в условиях непрекращающейся воздушной войны со стороны возглавлявшейся Саудовской Аравией арабской коалиции. «За это время группировка адаптировалась к подобным ударам и усвоила эффективные способы маскировки для сохранения боевых возможностей», – считает он. 

Но в целом, по словам эксперта, атака 12 января – это начало пути постепенной эскалации. Хуситы наверняка в ответ попытаются продолжить атаки на море. Вероятно, считает Крамник, что удары, подобные обстрелам Эр-Рияда в 2018-2022 гг., будут нанесены и по объектам Саудовской Аравии и ОАЭ. Эти страны, по его словам, не вовлечены непосредственно в операцию, но предоставили воздушные коридоры для налетов. 

Вероятность разрастания географии конфликта будет зависеть от позиций региональных сил на Ближнем Востоке, считает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН Сергей Серебров. Эксперт напомнил, что в коалицию «Стража процветания» США пытались втянуть соседние арабские страны, но большинство их (кроме Бахрейна) отказалось. В глазах арабского общественного мнения это выглядело бы как поддержка Израиля в войне в секторе Газа. «Вашингтон был тогда вынужден сузить круг участников коалиции до государств – участников НАТО», – напомнил эксперт.

По мнению Сереброва, участие Саудовской Аравии в нынешней военной кампании США в Йемене маловероятно. С апреля 2022 г. Эр-Рияд принял стратегическое решение завершить участие в йеменском конфликте и открыть дорогу для национального диалога. «Надежды саудитов разгромить хуситов не оправдались. Произошло их [хуситов] укрепление: они де-факто стали государственным фактором в Йемене, под их контролем три четверти населения страны, их антиамериканскую и антиизраильскую идеологию разделяет весь арабский мир», – объяснил эксперт.

Как считает Серебров, в Саудовской Аравии произошел раскол относительно путей решения кризиса в Йемене. С одной стороны, часть саудовской элиты все же выступает за демонтаж государственных структур хуситов. С другой стороны, отмечает эксперт, Эр-Рияду крайне не хотелось бы выступать фактически защитником американских и израильских интересов на Ближнем Востоке.