Китайцы разлюбили голливудское кино

Это происходит из-за «рекитаизации» общества и прогресса кинематографа КНР
Aly Song / Reuters

В списке 10 самых кассовых фильмов Китая за 2023 г. не оказалось ни одного американского. Ситуация повторилась второй раз за последние годы, но ранее это было связано с пандемией в 2020 г., пишет The New York Times (NYT). Тенденцию к снижению популярности голливудского кино на важном для него рынке связывают и с обострением отношений США и КНР. Но основной причиной изменения предпочтений среди китайцев эксперты называют рост качества отечественного кино и точное попадание в запрос зрителей.

Согласно данным крупнейшего сайта КНР по онлайн-продажам билетов Maoyan, в 2023 г. два главных голливудских хита – «Оппенгеймер» и «Барби» – не попали в топ-30 кассовых фильмов в Китае. В топ-10 кассового чарта вошли лишь китайские фильмы: первое место заняла остросюжетная комедия «Полноводная красная река» ($674 млн) известного режиссера Чжан Имоу, а за ней идут научно-фантастический приквел «Блуждающая Земля – 2» и криминальная драма «Ставок больше нет».

При этом и «Барби», и «Оппенгеймер» на удивление прошли сквозь сито китайских цензоров, которые ранее неоднократно подвергали цензуре некоторые голливудские блокбастеры (например, в «Бойцовском клубе» вместо оригинальной концовки был показан текст о победе полицейских). «Барби» собрала почти $12 млн за первые четыре дня проката, проиграв тот уикенд китайско-российской комедии «Приключения Чжэн Цяня», а второй фильм был в топе с $30 млн. Но затем ажиотаж спал – всего «Барби» собрала в КНР порядка $25 млн, а картина Кристофера Нолана – около $55.

В Госуправлении кинематографии КНР сообщили, что общий объем сборов на кинорынке страны в 2023 г. составил 54,91 млрд юаней ($7,75 млрд). Этот показатель – максимальный с 2019 г. Самым рейтинговым иностранным фильмом в 2023 г. стал «Форсаж 10», попав на 12-е место по кассовым сборам с 980 млн юаней ($136 млн). Эту франшизу NYT называет американским «единственным светлым пятном» у китайских потребителей в последние годы – в 2021 г. «Форсаж 9» оказался в топ-5 по кассовым сборам. Но общая тенденция неутешительна для Голливуда.

Китайские власти разрешили прокат иностранных фильмов в стране в 1995 г. с целью стимулирования развития собственной отрасли, выделяя под них специальные квоты (тогда – 10 фильмов год, затем их число увеличилось до 34). Еще в 2005 г. в китайском топ-10 кассовых фильмов не было ни одной картины местного производства, а общие сборы от кинопроката составляли лишь $26 млн. В 2012 г. семь из десяти самых кассовых фильмов были сняты в США, в 2017 г. зарубежные фильмы составляли 46% китайского бокс-офиса. Но с началом торговой войны в 2018 г. китайские регуляторы стали тормозить выход американских фильмов в прокат и не выдавать лицензии ряду популярных фильмов Marvel. В 2019 г. в десятке самых кассовых было уже восемь китайских картин. Дополнительное влияние оказала пандемия: осенью 2020 г., после снятия первых ограничений, в КНР на экранах не оказалось голливудского кино, и китайская военная драма «Восемь сотен», посвященная японо-китайской войне, стала самым кассовым фильмом 2020 г. в мире ($472 млн). В 2020 г. Китай впервые опередил североамериканский рынок по кассовым сборам, став лидером по этому показателю.

В статье NYT признают, что киноиндустрия КНР повысила качество фильмов, при этом они находят отклик в обществе КНР. На фоне усиления трений с США КПК стремится продвигать «патриотическое» кино, где продвигается нарратив о силе Китая. К таковым относят два самых кассовых фильма в истории КНР «Битва у озера Чанцзинь» 2021 г. Чэнь Кайгэ (более $900 млн) о Корейской войне с противостоянием китайцев и американцев и «Война волков – 2» 2017 г. (более $870 млн). Там главный герой-наемник помогал спасать китайских рабочих в Африке. Самым кассовым американским фильмом за всю историю в Китае стал супергеройский «Мстители: Финал» 2019 г. (более $600 млн).

Вице-председатель Шанхайской ассоциации кино Ши Чуань заявил, что раньше американские студии рассматривали Китай как важный рынок, но теперь рассчитывать на него им нет смысла из-за экономного поведения потребителей после пандемии. Он посоветовал американцам глубже изучать китайский рынок и его запросы. В 2022 г. Ши высказывал мнение проправительственному таблоиду Global Times (GT), что «китайцы больше не верят в американских героев в их историях». В то же время он отмечал, что на китайском рынке сильную конкуренцию голливудским фильмам составляют картины из Японии, Южной Кореи и Индии «с хорошими сюжетами».

В той же публикации GT обращалось внимание на хэштег в соцсети Weibo «почему китайской аудитории не нравится смотреть голливудские фильмы», где современные американские картины пользователи сравнивали с фастфудом. Эксперты соглашаются, что упор на реализм и проявление коллективизма – причина, по которой китайские фильмы могли стать привлекательней в глазах китайцев вместо привозных сюжетов. Другой проблемой исполнительный директор Parallax Films Чжао Цзинь считает стремление Голливуда продвигать свою продукцию в популярной сети Douyin (аналог TikTok для жителей Китая), его отставание в маркетинге в КНР.

Падение популярности американских фильмов в Китае некорректно связывать лишь с геополитическими противоречиями, говорит доцент факультета международных отношений РГГУ Антон Панов. «Еще 20 лет назад китайцы хотели выйти за культурные пределы собственной страны, росло культурное присутствие США», – объясняет эксперт. Изменения их предпочтений могут объясняться тем, что ценности, находящиеся в тренде обсуждений США, не находят поддержки в Китае. «Раньше для китайцев Америка была в новинку, теперь этот интерес охладевает», – резюмировал эксперт.

В Китае научились делать привлекательное для своей массовой публики кино, но это не означает, что американские фильмы больше там не смотрят, говорит руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Александр Ломанов. Вопрос в том, сможет ли китайское кино завоевать рынки других стран, добавляет он. Помимо военных фильмов, прославляющих китайских героев, в КНР много разножанровых картин с общечеловеческим посылом, поэтому потенциал для успешного выхода за рубеж есть. В целом западным студиям нужно попадать в нынешнюю, более «китаецентричную молодежь» страны. «Китай проходит стадию рекитаизации. Сейчас там больше обращают внимание на свою национальную культуру, начиная от Конфуция и древних императоров, чем это было во второй половине XX в. Она становится основой для современного творчества», – заключает Ломанов.