В президентской гонке осталось семь кандидатов

Четверо заявили о том, что прекращают борьбу за место в бюллетене
Количество потенциальных участников выборов неуклонно сокращается/ Максим Стулов / Ведомости

Все кандидаты в президенты от непарламентских партий (им необходимо собрать не менее 100 000 подписей) и самовыдвиженцы (им нужно собрать не менее 300 000 подписей) сдали подписные листы в Центризбирком (ЦИК) РФ. 31 января, в последний день сдачи подписей, ЦИК принимал сразу четырех кандидатов. В результате проезд по Большому Черкасскому переулку, в котором расположен ЦИК, был закрыт, безопасность была усилена.

Самым ранним посетителем ЦИК стал политтехнолог, кандидат от Российской партии свободы и справедливости Андрей Богданов, который уже участвовал в кампании 2008 г. Он подал 168 000 подписей. Впрочем, проверять их ЦИК не будет. Богданов, следуя поданному 30 января примеру лидера партии «Российский общенародный союз» Сергея Бабурина, снял свою кандидатуру с президентских выборов.

Уже после он объяснил свое решение обнаружившимся зарубежным счетом, который Богданов не успел закрыть: «Начинать свою кампанию с обмана – это, наверное, неправильно. <...> Хотелось бы с ЦИК остаться в хороших отношениях и не загружать его лишней работой». Он подчеркнул, что снимает свою кандидатуру не в пользу какого-то конкретного политика. Бабурин призвал голосовать за Путина.

В полдень ЦИК принимал кандидата экс-депутата Госдумы от СПС, а сейчас – муниципального депутата Долгопрудного Бориса Надеждина, который выдвинулся от «Гражданской инициативы». Он сдал 105 000 подписей из 208 000, собранных на территории страны (сдавать собранные за рубежом подписи он не стал, «Ведомости» писали, что в них по объективным причинам мог быть высокий процент брака).

После него отказываться от участия в предвыборной гонке приехал самовыдвиженец, эколог Анатолий Баташев. «Моя команда и мои волонтеры, избирательные юристы и организаторы проделали колоссальную работу, чтобы я шел дальше и боролся, но я принял другое решение: в этот цикл 2024 г. я не иду дальше», – заявил он. Точное количество собранных подписей он не назвал, но на столе стояло пять коробок.

Новичок в политике, бьюти-блогер Рада Русских привезла три коробки с подписными листами, но отметила, что не знает, сколько всего автографов в поддержку ее выдвижения поставили (ей необходимо было собрать 300 000). На Русских работали волонтеры, потому что она потратила все деньги на спасение собак в Бурятии, поделилась блогер.

«Конечно, мы не смогли на 100% выдернуть команду [из текущих дел], чтобы участвовать в предвыборной [кампании], но у нас и не было цели стать президентом, если честно», – призналась она. Русских заключила, что смена лидера сейчас – это нерациональное решение.

Сдача подписей от представителей непарламентских партий началась с кандидата от «Коммунистов России» Сергея Малинковича: он прибыл в ЦИК 28 января. Вслед за ним председатель Демократической партии Александр Зорин, выдвинувшей в президенты Ирину Свиридову, заявил, что она не смогла собрать необходимые 100 000 подписей и таким образом выходит из кампании. Свиридова также призвала поддержать Путина.

Штаб самого Путина подал автографы в поддержку его выдвижения 22 января: они уместились в 95 коробок с подписными листами. Сопредседатель штаба, глава Союза театральных деятелей (СТД) России и худрук Театра Табакова Владимир Машков заявил, что за месяц в поддержку Путина было собрано в 10 раз больше, чем необходимые 300 000. ЦИК выдал удостоверение кандидата Путина 29 января.

ЦИК должен принять решение о регистрации всех кандидатов не позднее 10 февраля. Кроме Путина регистрацию получили парламентские выдвиженцы Леонид Слуцкий (ЛДПР), вице-спикер Госдумы Владислав Даванков («Новые люди») и Николай Харитонов (КПРФ).

Вчера же Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) провел круглый стол: «Кто попадет в итоговый бюллетень?». Такие гарантии, отмечали участники мероприятия, есть только у четверых: Путина, Слуцкого, Харитонова и Даванкова. При этом, по словам экспертов, Харитонов ведет кампанию блекло, а Слуцкий борется за своей электорат.

В частности, по словам руководителя проекта «Экспертные клубы России» Сергея Чернакова, представитель КПРФ не соответствует уровню президентской кампании. Директор Центра политического анализа Павел Данилин добавил, что выбор лидера коммунистов Геннадия Зюганова можно объяснить, тем, что он не хочет, чтобы его рекорд по голосам был побит.

Цель Зюганова – чтобы Харитонов набрал меньше, чем сам председатель ЦК КПРФ во время прошлых кампаний, но больше, чем Слуцкий и Даванков, отметил Данилин. Впрочем, пока результаты не предопределены. По сведениям «Ведомостей», не в пользу Харитонова может играть высокий антирейтинг.

Предвыборную кампанию Даванкова Чернаков назвал «политической незрелостью». По его словам, все ждали от «Новых людей» предложений по малому бизнесу, а партия сделала упор «не на те темы».

Эксперт ЭИСИ Анна Федорова заявила, что кандидатов «третьего эшелона» делит на «чудаков», неизвестно, откуда появившихся (Русских, Баташев), и «маргиналов» с «окраины политического поля». К последним она отнесла Надеждина, заявившиего в первом интервью: «Я старый больной человек». Надеждину же будет «очень тяжело» официально зарегистрироваться, добавил Данилин. К этому же разряду относится Малинкович, говорит Федорова.

Стратегия «собрал подписи – сам отказался» от участия в выборах, которой отметились участники кампании, позволяет не проводить настоящую проверку их численности и подлинности, сказал «Ведомостям» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Большинство же кандидатов – совершенно «случайные» люди для политической сферы, уверен Макаркин.