Социальное предпринимательство в России: портрет, сферы деятельности, трудности – результаты исследования

Фонд «Наше будущее» представляет результаты исследования развития социального предпринимательства в России. Эксперты группы ЦИРКОН опросили 251 респондента в 14 регионах страны и выявили бизнес-профиль соцпредпринимателя, мотивации, трудности и запросы на меры поддержки.

Социальное предпринимательство активно развивается – на май 2023 года в профильный Реестр входит порядка 8 100 СП. Больше всего таких предприятий зарегистрировано в Нижегородской области, Республике Башкортостан, Ханты-Мансийском АО, Пермском и Приморском крае, Московской области.

Эксперты отметили, что среди представителей «доброго бизнеса» преобладают замужние образованные женщины от 35 до 44 лет с детьми.

Сравнение результатов исследования с 2018 и 2013 годом показало, что иерархия мотивов остаётся стабильной и устойчивой. На первом месте – личный рост и профессиональная самореализация. Так, 92 % желали реализовать идею, 85 % стремились заниматься делом своей мечты или развивать хобби, 80 % – достичь успеха в профессии. Кроме того, 72 % решали социальные проблемы и помогали людям в тяжелой жизненной ситуации.

Социальные предприниматели становятся финансово самостоятельными – за последнее десятилетие доля бизнесменов, которые финансируют деятельность предприятия за счет собственных доходов, выросла с 58 % в 2013 до 88 % в 2023 году.

Наиболее популярными сферами социального бизнеса являются образование, спорт, дневной присмотр и уход за детьми, организация досуга, медицинские услуги. Растёт число проектов в сфере народно-художественных промыслов.

Среди трудностей при развитии проектов чаще всего называют дефицит квалифицированных кадров, недостаток средств для роста и масштабирования, сложности с арендой помещений. Именно льготную аренду СП считают самой востребованной материальной мерой поддержки – она способствовала бы финансовой устойчивости компании по мнению 59 % участников опроса.

Исследование показало востребованность образовательных проектов. Большинство социальных предпринимателей участвуют в семинарах, конкурсах, получают гранты. 40 % прошли обучение в одной из школ социального предпринимательства. Почти половина – участвовали в конкурсах «Лучший социальный проект года» (49 %), форумах, семинарах (48 %).

52 % респондентов положительно отзываются об информационно-консультационной поддержке региональных центров «Мой бизнес» и бизнес-инкубаторов.

«Социальное предпринимательство становится всё более заметным и значимым явлением для регионов России. Во многом этому помогают мероприятия по популяризации и обучению. Проходит ежегодная Премия «Импульс добра», фестивали, конкурсы, школы для новичков и акселерационные программы для действующих проектов. Данные исследования показывают, что добрый бизнес – традиционно женское направление, хотя мы в Фонде видим много инициатив, которые развивают мужчины. Социальные предприниматели получают поддержку государства. В тех регионах, где активно работают центры «Мой бизнес» и центры инноваций социальной сферы, заметен рост числа интересных проектов, которые меняют жизнь общества к лучшему», – прокомментировала директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева.

Напомним, что это уже третий проект Фонда по исследованию тематики социального предпринимательства, который проводит исследовательская группа ЦИРКОН. Ранее анализ ситуации проводили в 2013 и 2018 годах.

Другие пресс-релизы