Какие отрасли пополняют бюджет России налогами?

Долгое время одним из значимых финансовых рисков для государственной экономики является зависимость бюджета от добывающей отрасли. В науке и обществе данную проблему называют по-разному: «нефтяная игла», «нефтяное проклятье» и т.п. Однако события последних десятилетий, включая санкционные ограничения, привели к тому, что Россия планомерно сокращает свою зависимость от нефтегазовых доходов, увеличивая объемы производства реального сектора экономики. Как это отражается на структуре налоговых доходов – разберемся с экспертами Финансового университета.

«Официальная статистика показывает, что нам действительно удается преодолеть «нефтяную зависимость», хотя сказать, что проблема решена полностью – нельзя. Доля нефтегазовых доходов в консолидированном бюджете России имеет тенденцию к сокращению, если в 2006 году она составляла 27,7%, то в 2024 году – 15,7%. С одной стороны, эта положительная тенденция говорит о снижении ресурсной зависимости национальной экономики, с другой, наблюдается устойчивый дефицит ненефтегазовых доходов, который с 2021 года вырос с 8 до 14,4 трлн руб. Таким образом, снижение ресурсной зависимости России (через структуру доходов бюджета) является в том числе следствием сокращения нефтегазовых доходов, вызванных мировыми политическими причинами. Принимая во внимание то, что база налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых формируется с учетом мировых цен на нефть, бюджет России оказывается в определенной степени зависимым от экономической политики стран-лидеров по нефтедобыче, хотя уровень такой зависимости снижается», – отмечает профессор Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета, д.э.н., Тихонова Анна Витальевна.

Рисунок 1 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов (2006-24 гг.) / Источник: Официальный сайт Минфина России (дата обращения: 01.08.2025)

«Если остановиться более подробно на отраслевой структуре налоговых доходов (куда не входят ввозные из стран, не входящих в ЕАЭС, НДС и акцизы, а также таможенные пошлины), то она не претерпела существенных изменений за 20 лет. Лидерами налоговых поступлений с 2006 по 2024 годы являются следующие пять видов деятельности (в порядке уменьшения доли): добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, финансовая и страховая деятельность, строительство. При этом, если в 2006 году добыча полезных ископаемых давала 31% налоговых доходов, то в 2024 году – 34%. В свою очередь, обрабатывающие производства дают порядка 16-17% налоговых доходов за анализируемый период. Исследование структуры поступлений налога на добычу полезных ископаемых показывает, что доля поступлений от нефти также выросла с 42% в 2006 году до 89% в 2024 году. Однако это совсем не означает, что российский бюджет стал еще более зависим от нефти. Дело в том, что в России был реализован последовательно в несколько этапов налоговый маневр в нефтяной отрасли. Его суть состояла в обнулении экспортных пошлин на нефть с 2024 года (за исключением заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты) и увеличении нагрузки по налогу на добычу полезных ископаемых. Поэтому резкое увеличение доли НДПИ связано лишь с перераспределением нагрузки между различными фискальными платежами. Стоит отметить и еще один важный момент, для сферы реального производства, ИТ-индустрии сегодня действует большое количество налоговых льгот, преференциальных режимов, которые способствуют развитию данных отраслей, но снижают фискальный (бюджетный) эффект», – поделилась результатам анализа доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета, к.э.н., Ольга Александровна Дмитриева.

Другие пресс-релизы