Платформенные решения в образовании: новая парадигма управления знаниями

Рынок образовательных технологий (EdTech) столкнулся со значительным спадом. Согласно исследованию Honor IQ, объем венчурных инвестиций в сектор снизился на 35% в первом квартале 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Финансирование вернулось к уровням десятилетней давности, а по сравнению с пиковым 2021 годом падение составило 86%. В этих условиях стартапам стало гораздо сложнее привлекать средства на ранних стадиях, а крупные сделки по слиянию заключаются все реже.

Несмотря на общую негативную тенденцию, инвесторы сохраняют уверенность в перспективах трех ключевых направлений: применение искусственного интеллекта в обучении, сервисы для студентов, планирующих обучение за границей, и образовательные продукты для массового пользователя в развивающихся странах.

Платформенные решения в образовании – это один из ключевых трендов, трансформирующих современный учебный процесс. По сути, это комплексные программные продукты, которые объединяют различные инструменты и сервисы для всех участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, администрации, родителей) в единую экосистему.

Представьте себе университетский городок или большую школу. Это сложный организм: лекции и семинары, библиотеки и лаборатории, расписания и зачетные книжки. А теперь представьте, что весь этот мир можно поместить в цифровое пространство, где каждый процесс согласован, а информация течет легко и быстро. Именно эту роль – роль цифрового сердца образовательного учреждения – и берут на себя современные образовательные платформы.

По своей сути, образовательная платформа – это целая экосистема, виртуальная среда, которая объединяет всех участников учебного процесса. Она избавляет нас от хаоса разрозненных сервисов, когда для лекций нужна одна программа, для сдачи домашних заданий – вторая, а для организации обсуждения с одногруппниками – третья. Вместо этого платформа предлагает единый пропускной пункт – один логин и пароль открывают доступ ко всем необходимым инструментам и материалам. Это как получить ключ от всего университета, а не от каждой аудитории по отдельности.

Но удобство входа – лишь верхушка айсберга. Главная мощь таких платформ кроется в централизованном управлении. Преподаватель получает в свои руки пульт управления своим курсом: он может выстраивать учебные модули, загружать лекции и дополнительные материалы, создавать автоматизированные тесты и задания, выставлять оценки и вести виртуальный журнал. Студент, в свою очередь, оказывается в четко структурированном пространстве, где ему доступно всё необходимое для обучения: от расписания до индивидуального списка дедлайнов.

При этом такая цифровая среда не является замкнутой. Её сила – в гибкости и способности к интеграции. Платформа может стать связующим звеном между различными специализированными сервисами. Нужно провести видеоконференцию? Легко подключить Zoom, или VK Teams. Требуется проверить работу на уникальность? Система интегрируется с «Антиплагиатом». Необходим доступ к электронной библиотеке? И эту ссылку можно встроить прямо в интерфейс. Таким образом, платформа становится не просто складом информации, а интеллектуальным рабочим местом, сконфигурированным под нужды конкретного учебного процесса.

Наконец, что, пожалуй, важнее всего, платформа – это источник знаний нового типа: знаний на основе данных. Она собирает и анализирует гигантский массив информации о процессе обучения: какие темы вызывают у студентов больше всего затруднений, какова их средняя активность, сколько времени они тратят на выполнение заданий. Эта аналитика, как считает доцент кафедры бизнес-информатики Финансового университета Шелепаева Альбина Хатмулловна, позволяет перейти от интуитивных решений к выверенным стратегиям. Преподаватель может вовремя заметить, что студент отстает, и предложить ему помощь. Методист – увидеть, что какой-то раздел курса постоянно вызывает проблемы, и улучшить его. Администрация – получать точные отчеты об успеваемости в целом по потокам и факультетам.

В Финансовом университете при Правительстве РФ реализовано три типа платформенных решения:

Образовательный кампус (Campus.fa.ru) который является центральным порталом Финансового университета, предоставляющим студентам и сотрудникам доступ к электронному деканату с расписанием и оценками, личному кабинету с учебными планами и финансовой информацией, системе дистанционного обучения Moodle и электронной библиотеке. Также есть возможность обращения к внутренним сервисам для подачи заявлений и просмотра академической отчетности, т.е. образовательный кампус выступает единой точкой входа для всего учебного процесса и управления образовательной деятельностью.

Портал org.fa.ru служит официальным организационным справочником Финансового университета, предоставляя полную информацию о структуре вуза, контактных данных сотрудников (включая email, телефоны и расположение кабинетов), должностях и подразделениях, а также связях между ними, что позволяет эффективно находить преподавателей, административный персонал и данные о любых учебных и управленческих отделениях университета и не только. На платформе, например, встроена система сопровождения ИПР (Индивидуальный план работы) – это важный административный инструмент, который формализует, упрощает учет и делает прозрачным распределение рабочего времени преподавателей Финуниверситета.

Цифровая платформа адаптивного обучения – платформенное решение, интегрирующее диагностику, персонализированные рекомендации и учебные модули, позволяющее преподавателям самостоятельно развивать необходимые навыки. Платформа реализована в рамках проекта «Экосистема развития компетенций ППС ООВО под запросы цифровой экономики» и успешно прошла апробацию.

Таким образом, современная образовательная цифровая среда – это гораздо больше, чем просто сайт с лекциями и заданиями. Это сложный организм, единый цифровой двойник учебного процесса, который интегрирует расписание, оценивание, личные кабинеты, организационную структуру и планирование работы преподавателей. Подобная экосистема не только делает образование более доступным и управляемым, но и открывает путь к его глубокой персонализации и постоянному развитию на основе объективных данных.

Другие пресс-релизы