Шойгу просит Путина вернуть анклавы Подмосковью

Как стало известно «Ведомостям», губернатор Московской области Сергей Шойгу просит президента Владимира Путина вернуть области некоторые территории, недавно переданные в состав Москвы
М.Стулов/ Ведомости

Сергей Шойгу обратился к президенту с предложением скорректировать соглашения об изменении границ между Москвой и областью, рассказали московские и областные чиновники. Речь идет об отдельных территориях Одинцовского (около 3538 га) и Красногорского (площадью 695 га) районов, так называемых анклавах, свободных от населенных пунктов. С 1 июля Москва расширилась почти на 150 000 га: помимо огромной территории на юге столица получила три анклава на западе (рекреационный центр «Успенское» на 2920 га), территорию будущего финансового центра «Рублево-Архангельское» (695 га) и земли в Сколкове (618 га).

«Существуют юридические проблемы: новые границы нарезаны причудливо, в результате нарушена целостность муниципальных образований», – объясняет зампредседателя правительства Московской области Дмитрий Куракин. По его словам, нарушены функционирование единой инфраструктуры районов, поселений, система жилищно-коммунального хозяйства. А автомобильные дороги, инженерные сети, объекты энергоснабжения оказались искусственно рассеченными, хотя ими управляет и отвечает за них единая эксплуатирующая организация. «Непонятно, как делить ее полномочия. Похожая ситуация с работой органов власти, избирательных комиссий, судебных участков», – сетует чиновник. Кроме того, в некоторых поселениях единственные места захоронений оказались на территории Москвы, а во многих случаях объекты недвижимости, находящиеся в собственности одного лица, расположены в границах территорий разных субъектов Федерации. Чтобы избежать нарушения законных прав и интересов граждан, нужно внести изменения в Налоговый, Земельный, Градостроительный кодексы и т. д., продолжает перечислять проблемы Куракин.

Месяц назад 4000 жителей поселений Успенское и Ершовское обратились к президенту РФ с просьбой отменить решение о передаче земель столице и провести референдум. «Ни один из 14 населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения Успенское, в границы Москвы по соглашению, утвержденному Советом Федерации между Москвой и областью, не входит <...> Столице отошли только незастроенные территории», – рассказывал в интервью «Ведомостям» глава администрации сельского поселения Успенское Александр Смирнов. Сбербанку принадлежит 430 га в «Рублево-Архангельском», остальные земли – в муниципальной собственности. Сейчас здесь планируется построить международный финансовый центр. В Сколкове вместе с землями инновационного центра (389 га) к Москве отошли и земли частных инвесторов – например, 112 га структур Романа Абрамовича. На успенском направлении к Москве присоединены земли ВТБ, ЗАО «Московский конный завод», ЗАО «Агрокомплекс «Горки-2».

Вопрос «коррекции» состоявшегося присоединения скорее политический, считает Александр Мачнев из «Яковлев и партнеры». Основной проблемой изменения границ субъектов он называет отсутствие четко регламентированной в законе процедуры: критериев передачи территорий от субъекта к субъекту нет, основным условием изменения границ остается договоренность между субъектами. Механизм должен быть аналогичен прежнему, когда расширяли Москву, считает Сергей Казинец, партнер юридической фирмы «Авелан». Для этого необходимы обращение руководителя субъекта Федерации и законодательного органа власти, согласие правительства РФ на изменение границы, обоснование изменения границы и решение Совета Федерации РФ.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал, что ему про письмо Шойгу не известно. Представитель мэрии Москвы отказался от комментариев.

Есть сомнения, что Шойгу вернут эти земли: раз уж Москву расширили, то вряд ли будут обратно ее сокращать, ведь решение принято на государственном уровне, комментирует политолог Алексей Макаркин. Такое же мнение у сотрудника администрации президента. Максимум, чего может добиться новый губернатор области, – это компенсации выпадающих из областного бюджета доходов (см. врез), считает Макаркин. По его мнению, сейчас Шойгу нужно показать себя: «С ним связано много надежд, он фигура общенационального масштаба, был самым популярным министром. В публичном пространстве у него роль защитника, соответственно, сейчас ему нужно максимально защищать интересы своего региона».