Недвижимость
Бесплатный
Наталья Самарина
Статья опубликована в № 3837 от 25.05.2015 под заголовком: Подходы к реке

Столичные власти разработают «порталы» для Москвы-реки

Планируется, что более 100 км береговой линии будут приносить доход в бюджет

Идеи архбюро «Проект Меганом» будут дополнены предложениями девелоперов, проекты которых выходят к реке. А в июне будут подведены итоги первых открытых конкурсов на развитие прибрежных территорий.

Сергей Кузнецов, главный архитектор столицы, полагает необходимым разработать стандарты благоустройства набережных. Сейчас большая часть прибрежной полосы (ее общая протяженность с обеих сторон – 201 км) не вовлечена в публичный оборот, «люди не могут гулять у воды», посетовал он. Согласно анализу бюро «Проект Меганом» 29% берегового фронта занимают неблагоустроенные, неосвоенные территории, 17% – производственные.

Городские планы

Задача, которую декларировали московские власти, – к 2035 г. полностью преобразовать речной ландшафт. Средства на это будут изыскивать как бюджетные, так и инвестиционные. Планируется как создать новые набережные (53,5 км), так и благоустроить «с улучшением условий пешеходного движения» существующие (66 км). В мае прошел городской конкурс на благоустройство Новодевичьей набережной. Компания «Чистый город» взялась за четыре месяца и за 489 млн бюджетных рублей облагородить там 80 700 кв. м: устроить новые тротуары и положить асфальт, установить водоотводные лотки, дождеприемные и смотровые колодцы, восстановить 22 000 кв. м газонов, отремонтировать фасады зданий в прилегающих проездах.

История берегов

В 30-е гг. XX в. набережные города планировали превратить в основную магистраль. А мегаполис сделать «монолитным земельным массивом, прорезанным течением Москвы-реки и охваченным вокруг кольцами каналов и водохранилищ». Предполагалось поднять уровень обмелевшей реки до 120 м и обеспечить возобновление судоходства в черте города, сделав его путем спрямления речных петель более коротким. Программа реализована лишь частично: на реке помимо гранитных набережных появилось несколько новых мостов, украсивших архитектурными формами столицу, рассказали в архбюро «Остоженка». А по реке ходят в основном прогулочные теплоходы. Например, Столичная судоходная компания намерена превратить свои суда в летние образовательные площадки для любознательных москвичей и гостей столицы.

Но понятие «благоустройство» городские власти трактуют шире. По их замыслу уже в недалеком будущем вдоль речного русла должно возникнуть 40 так называемых порталов, проще говоря, причалов с разнообразной бытовой и транспортной инфраструктурой – примерно такой уже можно видеть на набережной ПКиО им. Горького. По меткому выражению архитектора Александра Скокана, сейчас «Москва-река многим видится как такой ПКиО протяженностью 200 км (если считать оба берега), который должен приносить доход в городскую казну».

Всего в этом году Москомархитектура планирует проведение как минимум четырех конкурсов на благоустройство набережных, сообщила начальник управления Евгения Муринец. Два из них уже идут – архитектурные таланты придумывают, как трансформировать Симоновскую набережную (на ней расположится новый жилой комплекс компании ОПИН) и часть Нагатинского затона (где на ул. Речников появится квартал «Ривер парк» от «Ферро-строя»).

Девелоперский почин

В ОПИН рассказали, что в декабре Москомархитектура уже провела закрытый конкурс, на котором были предложены варианты проекта жилой застройки и объектов социальной инфраструктуры, включая обустройство Симоновской набережной (по урезу воды около 1 км). Победителем стало архбюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» с очевидно близкой по духу для организаторов идеей сделать из Симоновской набережной парадную улицу Даниловского района. Как заявил гендиректор ОПИН Артемий Крылов, рабочий вариант концепции подразумевал создание благоустроенной озелененной пешеходной набережной с «островками отдыха» на траве и велодорожками. «Здесь москвичи смогут проводить время: гулять, заниматься спортом, отдыхать в ресторане с летней верандой или кофейне-кондитерской, а также зайти в торговую галерею», – рисовал идиллическую картину девелопер. В мае к изучению потенциала Симоновской набережной подключился НИиПи генплана Москвы – он организовал новый конкурс, на этот раз для студентов архитектурных институтов. Они должны предложить новые проекты пространственного развития и функционального наполнения прибрежной территории.

Молодые проектировщики сейчас ломают головы и над обустройством набережной (1,5 км, 3 га) в квартале «Ривер парк» – новом проекте компании «Ферро-строй». Победитель конкурса, начавшегося в феврале 2015 г., будет объявлен в июне, пообещал организатор – компания «Территория дизайна». Предназначенная к преобразованию территория расположена на месте бывшей промзоны на ул. Речников, вл. 7 (Нагатинский затон). Девелопер хочет поставить там 18 жилых домов комфорт-класса. По словам гендиректора «Ферро-строя» Григория Ваулина, на общее благоустройство первой очереди компания намерена направить 300 млн руб., как минимум десятая часть из них пойдет на набережную. «Хотим там сделать пирсы для катеров», – поделился Ваулин.

Сейчас существуют определенные ограничения по судоходству на Москве-реке, отметил Сергей Кузнецов, но выразил надежду, что оно будет становиться все более оживленным. Главная водная артерия столицы может и должна стать важной частью транспортной инфраструктуры города.

Заммэра Марат Хуснуллин рассказал на пресс-конференции в конце апреля, что Краснопресненская набережная будет продлена, там пройдет северный дублер Кутузовского проспекта, а территория от «Москва-сити» практически до Звенигородского шоссе (включая Шелепихинскую набережную) будет преобразована. Сейчас ее занимают в основном промзоны, в будущем она станет площадкой для 5 млн кв. м новой недвижимости, сказал чиновник.

Первый масштабный проект застройки на этой территории (14 га в промзоне «Магистральные улицы») – квартал «Сердце столицы» – реализует компания «Дон-строй инвест». На вопрос «Ведомостей», что будет сделано «на берегу», пресс-служба ответила, что между жилыми корпусами и рекой планируется обустроить пешеходную набережную площадью около 3,3 га и протяженностью около 500 м с обширной парковой зоной, пляжем, причалом, спортивными и игровыми площадками, пунктами проката, кафе и т. п. Сейчас ее концепцию (вместе с концепцией общественных пространств внутри квартала) разрабатывает архитектурное бюро Wowhaus (оно делало проекты обновленной Крымской набережной, часть объектов Парка Горького, развития парка «Сокольники»).

нет фото
Алексей БелоусовКоммерческий директор Capital Group
Наличие общегородской программы развития всех прибрежных территорий Москвы может дать мощный толчок для девелопмента данных зон. К сожалению, сегодня в подавляющем большинстве случаев единственное преимущество, которое приобретает объект недвижимости от соседства с водой, – это видовые характеристики.

У компании ЛСР, работающей над проектом редевелопмента 65 га в промзоне «ЗиЛ», уже есть концепция обустройства набережной (1 км), рассказал Валерий Забелин, управляющий директор «ЛСР. Недвижимость-Москва». Застройщик за свой счет заказал ее «Проекту Меганом» – как часть общего проекта застройки территории, в стилистику которой набережная должна вписаться. Широкая (до 90 м) прибрежная полоса частично превратится в парк, частично будет отдана под движение транспорта и застроится кафе и т. п. инфраструктурой. Девелопер надеется, что ему удастся договориться с городом о совместном финансировании работ по обустройству «нашей Круазетт» (по выражению Марата Хуснуллина): «Ведь город заказывает музыку, решает, как в едином русле должна развиваться территория у Москвы-реки», – объясняет Забелин. Затраты застройщика, по его словам, и так высоки: 28 млрд руб. стоила площадка,14 млрд руб. нужно заплатить за изменение вида ее разрешенного использования, как минимум в 1 млрд руб. обойдется рекультивация земли, сам проект по строительству 1,5 млн кв. м недвижимости (в том числе 950 000 кв. м жилья) также не дешев. По оценке Забелина, благоустройство набережной может стоить несколько сотен миллионов рублей – их необходимо вложить в гидротехнические сооружения, инженерные коммуникации, дорожное покрытие, освещение, зеленые насаждения.

Впрочем, опрошенные «Ведомостями» девелоперы с «речными проектами» не считают обустройство берегов своей первоочередной задачей. Пройдет как минимум несколько лет, прежде чем обновленные набережные Москвы-реки станут «жемчужинами мегаполиса», по выражению Артемия Крылова.

Альтернативный вариант

Александр Скокан считает, что проблема речного «обустройства» гораздо шире бетонирования набережных и строительства на них велодорожек для обычных граждан и жилья для людей побогаче. «Москва-река – это не только 80 км, заключенных в городе, но и большая природная система, соединяющая более 140 речушек и притоков, без которых она жить не может», – отмечает архитектор. Нельзя заниматься только главной водной артерией столицы, рассматривая ее как некий Клондайк («Хотя, если люди начали заниматься Москвой-рекой, пусть занимаются – их уже не остановишь», – говорит Скокан). Пора задуматься о потенциале «воды в городе». Это подарит замученным мегаполисом горожанам ощущение «загорода в городе» и также повысит капитализацию ныне депрессивных территорий. Ведь почти все 140 притоков находятся сейчас в «ужасном состоянии», говорит Скокан. Слова архитектора подтверждаются данными химиков: проведенный в 2008 г. специалистами Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева анализ состояния пяти московских рек (Лось, Котловка, Бусинка, Нищенка и Таракановка) показал: вода в них либо «загрязненная», либо «грязная» или «очень грязная». Примерно так же можно охарактеризовать и оставшиеся притоки.

А ведь, например, Борисовские пруды, водохранилища Царицына – ныне популярного места для отдыха москвичей – питает река Городня, которая протекает через Ясенево и впадает в Москву-реку. Скокан уверен, что необходимо вновь заняться задачей ревитализации малых рек столицы. Когда-то ею занимался НИиПИ генплана – им были проведены определенные работы по реабилитации части реки Лихоборка и верховьев Яузы.

Инвентаризация и восстановление малых рек Москвы (как малых водотоков бассейна реки Волги) до сих пор, кстати, декларируются в федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 гг.». Малые реки Москвы могут и должны стать зелеными экологическими коридорами. Это даст возможность девелоперам возводить жилые дома с видами на речные долины – по прикидкам риэлторов, их можно продавать от 10 до 15% дороже, чем обычные новостройки. Бюро «Остоженка» сейчас разрабатывает рабочую документацию многофункционального комплекса с центром художественной гимнастики Ирины Винер и жилого микрорайона на 110 000 кв. м между ул. Верейской и рекой Сетунь. Хотя проект еще не прошел ГЗК, Скокан надеется, что его все-таки реализуют и он будет способствовать превращению ныне депрессивных территорий (промзоны и пустоши) в красивую долину. У реки Сетунь, по его мнению, большой потенциал – мало того что она доходит до «такого важного места, как Сколково», так еще и является водным «дублером» Кутузовского проспекта. А река Филька, ныне подземная – над ней построена Филевская линия московского метро, – в случае если этот участок метрополитена закроют, может стать основой развития какой-то новой городской структуры. Возвращение к истокам (в буквальном смысле тоже) поможет Москве, полагает архитектор: «Город и всю его инфраструктуру уже невозможно развивать привычными способами, т. е. путем расширения территорий под строительство жилья, бесконечного приращения сети метрополитена, строительства транспортных развязок и очередных кольцевых магистралей, с которым мы уже навсегда опоздали. Эти меры не решают структурных проблем – городская матрица исчерпала возможности, и город нуждается в переосмыслении, если хотите, перезагрузке».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать