Статья опубликована в № 4513 от 21.02.2018 под заголовком: «Благосостояние» съедет с моста

Фонд «Благосостояние» не хочет строить Крымский мост

«Мостотрест» возвращается к Аркадию Ротенбергу: нынешний владелец опасается санкций
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Аркадий Ротенберг ведет переговоры о покупке компании «Мостотрест», которая на 94,2% (данные СПАРК) принадлежит структуре НПФ «Благосостояние» «ТФК-финанс», сообщил представитель Ротенберга. НПФ «Благосостояние» подконтролен РЖД.

Сделка находится на согласовании в Федеральной антимонопольной службе, передал через представителя исполнительный директор «Благосостояния» Юрий Новожилов.

Для «Благосостояния» сейчас выгодный момент, чтобы выйти из актива, которым фонд владеет почти три года, дольше держать не в его правилах, объясняет человек, близкий к фонду; сколько НПФ заработает на сделке, он не говорит. Представитель Ротенберга объясняет сделку тем, что «Мостотрест» заметно нарастил компетенции в сфере инфраструктурного строительства. Сам Ротенберг передал через представителя, что заинтересован в инфраструктурном строительстве и надеется на синергию с другими видами строительного бизнеса.

Крупные текущие проекты «Мостотреста»

Владивосток – Находка – порт Восточный
Строительство автомобильной дороги на участке (18–40-й км) в Приморском крае
Стоимость контракта – 17,5 млрд руб.
Срок завершения работ – 2020 г.

М11 Москва – Санкт-Петербург
Строительство, содержание, капремонт и эксплуатация первого (58–97-й км) и второго (97–149-й км) участков автомобильной дороги
Стоимость контракта – 63,1 млрд руб.
Срок завершения работ – 2018 г.

М11 Москва – Санкт-Петербург
Строительство участка автомобильной дороги от ул. Фестивальной до Дмитровского шоссе
Стоимость контракта – 20,8 млрд руб.
Срок завершения работ – 2018 г.

М4 «Дон»
Строительство, содержание, капремонт и эксплуатация участка (633–715-й км) автомобильной дороги в обход населенных пунктов Лосево и Павловск
Стоимость контракта – 52,8 млрд руб.
Срок завершения работ – 2020 г.

Керченский мост
Строительство транспортного перехода через Керченский пролив
Стоимость контракта – 108,7 млрд руб.*
Срок завершения работ – 2018 г.

* В течение 2016 г. были подписаны допсоглашения, увеличивающие контрактную стоимость объекта

Цель сделки – защитить РЖД от санкций, говорят два человека, близких к РЖД, и подтверждает чиновник. Рано или поздно санкции затронут не только подрядчика, но и его владельца, объясняет один из них. Инициатор сделки – не Ротенберг, а «Благосостояние», знает человек, близкий к одной из сторон сделки.

РЖД рисковала и рискует подпасть под санкции, согласен партнер Herberth Smith Freehills Алексей Панич: «Мостотрест» строит в Крыму, поэтому Управление по контролю за иностранными активами (OFAC, занимается финансовой разведкой и санкциями) США вправе решить, что компания, контролирующая «Мостотрест», содействует его деятельности.

«Мостотрест» и в то время, когда был подконтролен НПФ, неформально принадлежал Ротенбергу (уже находится под санкциями), сообщал Forbes и подтвердили три собеседника «Ведомостей». Скрывать бенефициара смысла нет, уверен топ-менеджер строительной компании. Ротенберг и формально владел «Мостотрестом», но в 2014 г. продал долю в компании Marc O’Polo Investments сыну Игорю. У него долю купил «ТФК-финанс».

Время для возвращения актива самое подходящее, уверены собеседники «Ведомостей». На рынке напряженно ждут новых крупных инфраструктурных проектов, признает чиновник. Топ-менеджер инфраструктурной компании напоминает: о необходимости активно инвестировать в инфраструктуру все чаще говорит президент Владимир Путин, этой же теме посвятил выступление на форуме в Сочи председатель правительства Дмитрий Медведев. Топ-менеджер и чиновник соглашаются, что на рынке образовался дефицит компаний, способных выполнять крупные инфраструктурные проекты, – выбирают самых проверенных. Действовать можно уже без оглядки на санкции, говорит член совета директоров строительной компании. Для строительного рынка нежелательно появление монополиста, сетует консультант инфраструктурных проектов.

Обычно бенефициар усиливает контроль за компанией, когда серьезно меняется ее стратегия или нужно корректировать ее операционную деятельность, комментирует возвращение Ротенберга топ-менеджер строительной компании. Менять профиль компания не планирует, говорит человек, близкий к одной из сторон сделки. Основную часть выручки в 2016 г. (за 2017 г. отчетности еще нет) компания получила от строительно-монтажных работ, а также содержания и эксплуатации автодорог и продажи стройматериалов. Выручка компании в 2016 г. выросла на 22% за счет увеличения строительно-монтажных работ – в основном в связи со строительством Керченского моста. Валовая прибыль по сравнению с 2015 г. выросла на 39% и достигла 26,8 млрд руб., EBITDA – на 37% и достигла 18,1 млрд. За первое полугодие 2017 г. выручка составила 84,2 млрд, в первом полугодии 2016 г. было 67,9 млрд – прибыль 2,2 млрд и 476 млн руб.

Аркадию Ротенбергу принадлежит 100% «Стройгазмонтажа» – генподрядчика Керченского моста.

Не исключено, что возвращение Аркадия Ротенберга в «Мостотрест» связано с предложением ведомств больше строить по государственно-частному партнерству, а не госзаказу: для участия в ГЧП требуется прозрачная структура владельцев компании-инвестора, объясняет управляющий партнер «Пионеров ГЧП» Дарья Годунова.

Как строят Крымский мост

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more